Бюджетные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:05, контрольная работа

Описание

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

задание.docx

— 28.15 Кб (Скачать документ)

1. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

      Бюджетная система Российской  Федерации основывается на ряде  принципов. Перечень принципов  бюджетной системы РФ установлен  гл. 5 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

         Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации  являются:

1. Принцип  единства бюджетной системы Российской  Федерации. Этот принцип означает  единство правовой базы, единство  денежной системы, применение  единых форм бюджетной документации.

2. Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации. Принцип  этот состоит в закреплении  (полностью или частично) соответствующих  видов налоговых доходов за  определенным уровнем бюджета. 

3. Самостоятельность  бюджетов. Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

 а) право  законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс,

 б) наличие  собственных источников доходов  оборотов каждого уровня бюджетной  системы, определяемых в соответствии  с законодательством России;

 в) законодательное  закрепление регулирующих доходов,  полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии  с бюджетным и налоговым законодательством;

 г) право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно определять направления  расходования средств бюджетов, определять источники покрытия  дефицитов бюджетов.

 

4. Принцип  полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

     Этот принцип означает, что все  доходы и расходы бюджетов  и иные поступления, определенные  налоговым и бюджетным законодательством  РФ, подлежат отражению в бюджетах  в полном объеме. Все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств, аккумулированных в бюджетной  системе России.

   Налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных  обязательных платежей учитываются  по доходам бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и  рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего  финансового года.

5. Принцип  сбалансированности бюджетов. Сбалансированность  бюджетов означает, что объем  предусмотренных расходов должен  соответствовать суммарному объему  доходов бюджета и источников  финансирования его дефицита. При  составлении бюджета органы власти  должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита  бюджета. 

6. Принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств.

 Принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  бюджетов и использовании бюджетных  средств уполномоченные органы  и получатели средств должны  исходить из необходимости достижения  заданных результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с определенного объема бюджетных  средств. 

7. Принцип  гласности.

      Принцип гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип  достоверности бюджета.

 Принцип  достоверности бюджета означает  надежность показателей прогнозов  социально-экономического развития  соответствующей территории и  реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета. 

9. Принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств.

 Принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 Действия  должностных лиц, приводящие к  нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

 

2. Бюджетный дефицит: понятие, причины  возникновения, предельный размер, источники финансирования.

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. В случае превышения выгод над затратами возникает бюджетный профицит.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы  государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных  факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает  ситуация, когда доходы бюджета (налоговые  и неналоговые) не покрывают все  необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4. Неэффективность финансовой системы государства.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6. Коррупция в государственном секторе.

7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема  сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объем  необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются  десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает  интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники  пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается  на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

         Предельные размеры дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются  альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или фи­нансового рынков.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники  его финансирования. Текущие расходы  бюджета субъекта РФ, местного бюджета  не могут превышать объем доходов  бюджета субъекта РФ, объем доходов  местного бюджета.

Размер  дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 15% объема доходов бюджета  субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер  дефицита местного бюджета не может  превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта РФ. Поступления  из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для  финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Источники финансирования Бюджетного дефицита

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Источники финансирования Бюджетного дефицита

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние.

 

Внутренние источники

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

-средства, поступившие от размещения государственных  ценных бумаг, номинированных  в национальной валюте ;

-бюджетные  займы; 

-долги, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

Иные источники внутреннего  финансирования Бюджетного дефицита:

-поступления  от торгово-промышленной деятельности  акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в собственности  государства или региона; 

-поступления  от реализации государственных/региональных/муниципальных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней;

-курсовая  маржа по средствам бюджета; 

прочие  источники внутреннего финансирования Бюджетного дефицита.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования Бюджетного дефицита включаются:

-средства, поступившие от размещения государственных  кредитов, которые осуществляются  путем выпуска государственных  ценных бумаг от имени государства  или соответствующего региона,  номинальная цена которых указана  в иностранной валюте;

-долги иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юр. лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные долги (заимствования);

-займы кредитных организаций в иностранной валюте.

-прочие  источники внешнего финансирования  Бюджетного дефицита.

 

3. Порядок составления, рассмотрения  и утверждения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации.

 

Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ устанавливается  Правительством РФ, а проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — соответственно высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов  РФ и местными администрациями.

В соответствии с основами составления проектов бюджетов проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в  целях финансового обеспечения  расходных обязательств (для федерального бюджета — прогноз социального  экономического развития Российской Федерации, для бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов — прогноз социально-экономического развития субъекта РФ или муниципального образования). Ст. 169 Бюджетного кодекса  РФ устанавливает, что проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ составляются сроком на три года, очередной финансовый год и плановый период. Для субъектов  РФ и муниципальных образований  остается возможность составлять проекты  соответствующих бюджетов сроком на три или один год. В последнем  случае они обязаны составлять среднесрочный  финансовый план.

Бюджетное Послание Президента РФ, которое направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому  году, и поставленные в нем задачи должны учитываться при составлении  проектов всех бюджетов бюджетной системы  РФ.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства  РФ, высших исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ и местных администраций муниципальных  образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» определены полномочия Правительства РФ, Министерства экономического развития, а также полномочия субъектов бюджетного планирования. Составление проекта бюджета основывается на:

Бюджетном Послании Президента РФ;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Так, Министерство финансов РФ разрабатывает проект основных направлений  налоговой политики и проект основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период» Правительство РФ при составлении проектов этих бюджетов одобряет:

1) основные направления  налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;

2) сценарные условия функционирования  экономики РФ;

3) сводный финансовый  баланс РФ на очередной финансовый  год и плановый период;

4) основные характеристики  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

5) распределение бюджетных  ассигнований на исполнение принимаемых  расходных обязательств РФ в  очередном финансовом году и  плановом периоде;

6) утверждает концепции  долгосрочных (федеральных) целевых  программ;

7) одобряет проекты федеральных  законов о федеральном бюджете  и бюджете государственных внебюджетных  фондов.

При этом Министерство финансов РФ разрабатывает проект основных направлений  налоговой политики и проект основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период, министерство экономического развития совместно с Минфином и Федеральной таможенной службой разрабатывает проект основных направлений таможенно-тарифной политики, сценарные условия функционирования экономики РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, порядка индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, базовой части трудовых пенсий, индексации пенсионного капитала в очередном финансовом году и плановом периоде и организует составление проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Бюджетные системы