Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:31, реферат
Бюджетное устройство Италии является унитарным, поэтому бюджетная система страны состоит из двух звеньев: центрального бюджета и местных бюджетов.
Центральный бюджет представляет собой финансовый план страны, в котором отражается перечень доходов и расходов центрального правительства. Основную долю доходной части составляют налоговые платежи (80%), к неналоговым поступлениям в первую очередь относят доходы от приватизации, а также арендные платежи и штрафы.
Бюджетный процесс в Итальянской Республике
Бюджетное устройство Италии является унитарным, поэтому бюджетная система страны состоит из двух звеньев: центрального бюджета и местных бюджетов.
Центральный бюджет представляет собой финансовый план страны, в котором отражается перечень доходов и расходов центрального правительства. Основную долю доходной части составляют налоговые платежи (80%), к неналоговым поступлениям в первую очередь относят доходы от приватизации, а также арендные платежи и штрафы.
Участие государства в развитии экономики страны всегда ощущалось в центральном бюджете. Через государственные каналы проходит около 50% ВВП.
Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов.
Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу.
За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.
Важнейшие статьи расходов государственного бюджета (2010): межбюджетные трансферты - 23,2% (в том числе на обеспечение мероприятий по здравоохранению, полномочия по которым переданы регионам), обслуживание государственного долга - 15,7, пенсионное обеспечение - 15,3, компенсации служащим - 11,3%. Главной составляющей бюджетной классификации в настоящее время являются миссии и программы.
Бюджетный процесс в Италии включает следующие стадии:
* составление проекта
бюджета под контролем
* рассмотрение бюджета в палате депутатов, сенате и утверждение президентом;
* исполнение казначейством;
* подготовка отчета
об исполнении бюджета
Этап исполнения (бюджетный год) в Италии начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года.
Проблема бюджетного дефицита, частично разрешенная в начале нынешнего столетия благодаря подъему общехозяйственной конъюнктуры и росту экспорта, в условиях мирового финансового кризиса вновь вышла на передний план. По итогам 2009 г. дефицит бюджета Италии составил 5,3% от её ВВП, тогда как в 2008 г. был лишь 2,7%. Для выхода страны из финансового кризиса правительство разработало меры жесткой экономии, сходные с теми, которые уже приняли некоторые европейские правительства. В 2010 г. дефицит бюджета несколько снизился, составив 4,6% ВВП.
Сущность второго звена бюджетной системы Италии - местных бюджетов состоит в следующем. Административное деление страны предполагает 4 уровня бюджетной системы: центральный, региональный, провинциальный и муниципальный. При этом 5 регионов из 20 (в основном острова, находящиеся на границе), имеют особый статус - специальную расходную автономию. Она выражается в наличии законов, наделяющих эти регионы большой самостоятельностью в определении расходной базы своих бюджетов.
На бюджетах регионов лежит обязанность по финансированию услуг медицинских учреждений, градостроительства и внутрирегионального пассажирского транспорта. Закон допускает возможность передачи региональными органами власти части расходных полномочий нижестоящим уровням бюджетной системы.
Бюджеты провинций несут расходы по финансированию регионального значения, а также водного и горного транспорта, мероприятий по защите окружающей среды, образовательных учреждений и культурных заведений регионального значения (местные университеты, музеи, театры и т.п.).
Бюджеты муниципалитетов
являются наименьшими и расходуются
на: содержание местной полиции, системы
социального обеспечения, строительство
и содержание зданий для органов
юстиции и образовательных
Источниками доходов местных бюджетов являются: налоговые поступления, целевые и нецелевые гранты бюджета вышестоящего уровня и заемные средства.
С 1992 г. в доходную базу местных бюджетов для стимулирования налоговых усилий органов власти на местах кроме целевых грантов были включены поступления от нескольких центральных налогов.
В 1999 г. был принят закон о бюджетной реформе, по которому взаимоотношения федерального и местных бюджетов предполагалось существенно перестроить. Начиная с 2001 г. бюджетные трансферты регионам заменяются передачей им большей доли налоговых поступлений (от НДС, подоходного налога и налога на бензин), а также увеличением базовой ставки регионального налога на доходы физических лиц (с 0,5 до 0,9%). Совокупный прирост поступлений в региональные и местные бюджеты намечалось разделить «с учетом исторически сложившегося уровня потребления». В дальнейшем критерии перераспределения средств будут пересмотрены исходя из их совокупности: численности населения, налоговой базы, душевых расходов на здравоохранение - с целью выравнивания сложившегося разрыва, для чего был создан специальный фонд.
В 2010 г. в Италии был принят законопроект,
который предоставит органам местной
власти большие права в регулировании
местного налогообложения и возможность
для увеличения финансирования экономических
программ в регионах страны. Эта мера должна
повысить эффективность сбора налогов
и их использование. Собранные в регионах
налоги могут быть использованы для программ
местного экономического и социального
развития, в том числе на нужды здравоохранения
и правоохранительных органов. При этом
20 административно-
Основная часть налоговых
Финансовая система Италии вместе с центральным бюджетом и местными бюджетами включает в себя также специальные фонды и финансы государственных предприятий.
Специальные фонды преимущественно
характеризуются своей
Финансы государственных предприятий являются завершающим звеном финансовой системы, идущим после бюджетной системы и специальных фондов.
В Италии исторически сложился сильный государственный сектор. В начале нынешнего века до 50% экономики и 70% банковской системы контролировало государство. Отдельную категорию составляют предприятия, которые главным образом контролируются через холдинги, подчиненные министерствам и другим государственным органам:
Институт промышленной реконструкции (IRI) - главное монополистическое объединение Италии, которое играет существенную роль в экономике, особенно в черной металлургии, машиностроении, транспорте и связи, кредитно-финансовой сфере;
Национальное предприятие жидкого топлива - контролирует свыше 160 компаний. Действует по большей части в нефтегазовой и нефтехимической промышленности, а также в атомной энергетике, в том числе и за рубежом.
Удельный вес государственной собственности особенно велик в капиталоемких отраслях и в экономике отсталых районов. Государству принадлежат железные дороги, авиатранспорт, часть сети автострад и телефонной связи, радио и телевидение и тому подобное.
Для Италии характерно многообразие форм государственной собственности. К важнейшим из них относятся:
* смешанные предприятия,
входящие в министерство
* автономные предприятия,
имеющие свой самостоятельный
бюджет и управляемые
* публично-правовые предприятия,
* муниципальные предприятия,
контролируемые местными
бюджет государственный доход местный
Информация о работе Бюджетный процесс в Итальянской Республике