Бюджетный процесс в Итальянской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:31, реферат

Описание

Бюджетное устройство Италии является унитарным, поэтому бюджетная система страны состоит из двух звеньев: центрального бюджета и местных бюджетов.
Центральный бюджет представляет собой финансовый план страны, в котором отражается перечень доходов и расходов центрального правительства. Основную долю доходной части составляют налоговые платежи (80%), к неналоговым поступлениям в первую очередь относят доходы от приватизации, а также арендные платежи и штрафы.

Работа состоит из  1 файл

италия.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Бюджетный процесс в  Итальянской Республике

Бюджетное устройство Италии является унитарным, поэтому бюджетная  система страны состоит из двух звеньев: центрального бюджета и местных  бюджетов.

Центральный бюджет представляет собой финансовый план страны, в  котором отражается перечень доходов и расходов центрального правительства. Основную долю доходной части составляют налоговые платежи (80%), к неналоговым поступлениям в первую очередь относят доходы от приватизации, а также арендные платежи и штрафы.

Участие государства в развитии экономики страны всегда ощущалось в центральном бюджете. Через государственные каналы проходит около 50% ВВП.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих  операций и счета движения капиталов.

Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу.

За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Важнейшие статьи расходов государственного бюджета (2010): межбюджетные трансферты - 23,2% (в том числе на обеспечение мероприятий по здравоохранению, полномочия по которым переданы регионам), обслуживание государственного долга - 15,7, пенсионное обеспечение - 15,3, компенсации служащим - 11,3%. Главной составляющей бюджетной классификации в настоящее время являются миссии и программы.

Бюджетный процесс в  Италии включает следующие стадии:

* составление проекта  бюджета под контролем Министерства  финансов;

* рассмотрение бюджета  в палате депутатов, сенате и утверждение президентом;

* исполнение казначейством;

* подготовка отчета  об исполнении бюджета Министерством  финансов.

Этап исполнения (бюджетный  год) в Италии начинается 1 июля и  заканчивается 30 июня следующего года.

Проблема бюджетного дефицита, частично разрешенная в начале нынешнего столетия благодаря подъему общехозяйственной конъюнктуры и росту экспорта, в условиях мирового финансового кризиса вновь вышла на передний план. По итогам 2009 г. дефицит бюджета Италии составил 5,3% от её ВВП, тогда как в 2008 г. был лишь 2,7%. Для выхода страны из финансового кризиса правительство разработало меры жесткой экономии, сходные с теми, которые уже приняли некоторые европейские правительства. В 2010 г. дефицит бюджета несколько снизился, составив 4,6% ВВП.

Сущность второго звена  бюджетной системы Италии - местных  бюджетов состоит в следующем. Административное деление страны предполагает 4 уровня бюджетной системы: центральный, региональный, провинциальный и муниципальный. При  этом 5 регионов из 20 (в основном острова, находящиеся на границе), имеют особый статус - специальную расходную автономию. Она выражается в наличии законов, наделяющих эти регионы большой самостоятельностью в определении расходной базы своих бюджетов.

На бюджетах регионов лежит  обязанность по финансированию услуг медицинских учреждений, градостроительства и внутрирегионального пассажирского транспорта. Закон допускает возможность передачи региональными органами власти части расходных полномочий нижестоящим уровням бюджетной системы.

Бюджеты провинций несут  расходы по финансированию регионального  значения, а также водного и  горного транспорта, мероприятий  по защите окружающей среды, образовательных  учреждений и культурных заведений  регионального значения (местные  университеты, музеи, театры и т.п.).

Бюджеты муниципалитетов  являются наименьшими и расходуются  на: содержание местной полиции, системы  социального обеспечения, строительство  и содержание зданий для органов  юстиции и образовательных учреждений, строительство, ремонт и уборку муниципальных улиц и дорог, обеспечение муниципалитета газом и электроэнергией.

Источниками доходов местных  бюджетов являются: налоговые поступления, целевые и нецелевые гранты бюджета  вышестоящего уровня и заемные средства.

С 1992 г. в доходную базу местных бюджетов для стимулирования налоговых усилий органов власти на местах кроме целевых грантов были включены поступления от нескольких центральных налогов.

В 1999 г. был принят закон о бюджетной реформе, по которому взаимоотношения федерального и местных бюджетов предполагалось существенно перестроить. Начиная с 2001 г. бюджетные трансферты регионам заменяются передачей им большей доли налоговых поступлений (от НДС, подоходного налога и налога на бензин), а также увеличением базовой ставки регионального налога на доходы физических лиц (с 0,5 до 0,9%). Совокупный прирост поступлений в региональные и местные бюджеты намечалось разделить «с учетом исторически сложившегося уровня потребления». В дальнейшем критерии перераспределения средств будут пересмотрены исходя из их совокупности: численности населения, налоговой базы, душевых расходов на здравоохранение - с целью выравнивания сложившегося разрыва, для чего был создан специальный фонд.

В 2010 г. в Италии был принят законопроект, который предоставит органам местной власти большие права в регулировании местного налогообложения и возможность для увеличения финансирования экономических программ в регионах страны. Эта мера должна повысить эффективность сбора налогов и их использование. Собранные в регионах налоги могут быть использованы для программ местного экономического и социального развития, в том числе на нужды здравоохранения и правоохранительных органов. При этом 20 административно-территориальных органов власти регионов Италии получат право самостоятельно распоряжаться частью собранного на их территории НДС.

Основная часть налоговых доходов  в настоящее время зачисляется  в федеральный бюджет, из которого в виде трансфертов или дотаций  перераспределяется региональным бюджетам. Однако проводимая реформа ведет к тому, что значительная часть налоговых доходов будет поступать непосредственно в бюджет региона. Также региональные власти получат полномочия самостоятельно устанавливать ставки по некоторым видам налогов и определять порядок их уплаты. Регионы, имеющие дефицитный бюджет, будут получать финансовую поддержку из специально создаваемого государственного фонда. Его формирование будет осуществляться также и за счет отчислений регионов, имеющих профицитный бюджет.

Финансовая система Италии вместе с центральным бюджетом и местными бюджетами включает в себя также специальные фонды и финансы государственных предприятий.

Специальные фонды преимущественно  характеризуются своей направленностью  на поддержку южных регионов страны, которые менее развиты. Законом 1992 г. была прекращена финансовая деятельность Агентства по делам Юга, а его ресурсы были переданы в ведение фонда при казначействе, откуда они стали распределяться между министерствами в соответствии с приоритетами бюджета. Позже, законом 1995 г., с согласия ЕС был создан гарантийный фонд для содействия местным малым и средним предприятиям путем поддержки венчурного кредитования и мер по увеличению капитала предприятий. Размер специальных фондов в Италии постоянно увеличивается, что особенно отмечалось в 1998 г. в рамках правительственной политики по поддержке южных регионов, когда значительно выросли государственные фонды, средства которых использовались на предоставление финансовых и налоговых льгот предприятиям.

Финансы государственных предприятий  являются завершающим звеном финансовой системы, идущим после бюджетной системы и специальных фондов.

В Италии исторически сложился сильный  государственный сектор. В начале нынешнего века до 50% экономики и 70% банковской системы контролировало государство. Отдельную категорию составляют предприятия, которые главным образом контролируются через холдинги, подчиненные министерствам и другим государственным органам:

Институт промышленной реконструкции (IRI) - главное монополистическое  объединение Италии, которое  играет существенную роль в экономике, особенно в черной металлургии, машиностроении, транспорте и связи, кредитно-финансовой сфере;

Национальное предприятие  жидкого топлива - контролирует свыше 160 компаний. Действует по большей  части в нефтегазовой и нефтехимической промышленности, а также в атомной энергетике, в том числе и за рубежом.

Удельный вес государственной  собственности особенно велик в  капиталоемких отраслях и в экономике  отсталых районов. Государству принадлежат  железные дороги, авиатранспорт, часть сети автострад и телефонной связи, радио и телевидение и тому подобное.

Для Италии характерно многообразие форм государственной собственности. К важнейшим из них относятся:

* смешанные предприятия,  входящие в министерство государственных  участий, их капитал или целиком принадлежит государству, или частично - отдельным лицам;

* автономные предприятия,  имеющие свой самостоятельный  бюджет и управляемые соответствующими  министерствами;

* публично-правовые предприятия,  цель деятельности которых не  состоит в извлечении прибыли;

* муниципальные предприятия,  контролируемые местными органами  власти.

бюджет государственный  доход местный


Информация о работе Бюджетный процесс в Итальянской Республике