Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель данной работы исследовать бюджетный процесс в РФ. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- описать бюджетный процесс как составную часть бюджетного планирования;
- рассмотреть организационные основы бюджетного планирования;
- охарактеризовать бюджетный процесс в РФ, в субъекте (регионе) РФ и на муниципальном уровне.

Содержание

Введение……………………………………………..…………………………….3
1. Бюджетный процесс как составная часть бюджетного планирования……………………………………………………………….5
2. Организационные основы бюджетного планирования...…………......8
3. Бюджетный процесс в РФ……..……………………………………..…9
4. Бюджетный процесс в субъекте (регионе) РФ………………………..13
5. Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………..16
Заключение……………………………………………………..…………….....19
Список используемой литературы………………………………………..……21

Работа состоит из  1 файл

byudzhetnyiy-protses-kontrolnaya.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)


Бюджетный процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………..…………………………….3

1. Бюджетный процесс  как составная часть бюджетного  планирования……………………………………………………………….5

2. Организационные основы  бюджетного планирования...…………......8

3. Бюджетный процесс  в РФ……..……………………………………..…9

4. Бюджетный процесс  в субъекте (регионе) РФ………………………..13

5. Бюджетный процесс  на муниципальном уровне……………………..16

  Заключение……………………………………………………..…………….....19

 Список используемой литературы………………………………………..……21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет, денежное обращение  — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.1

В рыночной экономике, в  условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Актуальность данной темы заключается в том что, в разработке и осуществлении финансово-бюджетной политики и управлении бюджетной системой бюджетный процесс играет важную роль.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования выступают экономические отношения по поводу составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Предметом исследования является бюджетный процесс.

Таким образом, цель данной работы исследовать бюджетный процесс в РФ. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

- описать бюджетный процесс как составную часть бюджетного планирования;

- рассмотреть организационные основы бюджетного планирования;

- охарактеризовать бюджетный процесс в РФ, в субъекте (регионе) РФ и на муниципальном уровне.

Теоретической основой  настоящей работы являются труды  специалистов в области государственных финансов.

Методологической основой  исследования, для решения поставленных целей и задач работы, являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, элементы исторического, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

Практическая  значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для работников и специалистов в области финансов.

Структура работы определяется ее объектом, целями и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, пяти разделов, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетный процесс как составная часть бюджетного планирования

 

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.1

Бюджетное планирование — это совокупность действий и  мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная  политика предполагает определение  целей и задач в области  финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная  политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная  политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).1

Органы, наделенные в  соответствии с законодательством  бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:

• органы представительной и исполнительной власти;

• финансовые и налоговые  органы;

• органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

• главные распорядители  бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

• государственные целевые  внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации  совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель  бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.1

Бюджетополучатель (бюджетное  учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

• сводное финансовое планирование и прогнозирование;

• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

• исполнение бюджета  в течение бюджетного года;

• анализ и контроль исполнения бюджета.

 

2. Организационные основы бюджетного планирования

 

Бюджетный процесс –  это регламентированная законодательством  деятельность государственных и  местный органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов.

Он охватывает отдельные стадии бюджетного процесса и его продолжительность колеблется в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в представительном органе власти до двух лет и более трех лет.

В Российской Федерации  бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Представительные органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют следующие  формы контроля:

  • Предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов или решений о бюджете, а также иных проектов по бюджетно-финансовым вопросам;
  • Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, представительных органов, а также в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
  • Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Органы исполнительной власти обязаны предоставлять всю  информацию, необходимую для осуществления контроля представительными органами власти в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.1

 

 

  1. Бюджетный процесс в РФ

 

 

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Этапы бюджетного процесса.  БП должен начинаться за 1.5 года (реально за 0.5 года).
  1. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.
  2. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.

Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу  дотаций из бюджета.  Эти органы представляют свои  предложения в виде росписи  доходов и расходов и свои бюджеты.

  1. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета.
  2. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
  • предварительные итоги социально-экономического развития РФ  за истекший  период;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  • прогноз  Сводного финансового баланса по территории РФ  на предстоящий год;
  • прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • основные принципы и расчеты по взаимоотношениям  федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
  • федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального  бюджета ;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
  • поквартальное распределение доходов  и расходов ФБ на предшествующий год.

Информация о работе Бюджетный процесс