Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования: изучить основные цели и задачи региональной политики, проанализировать особенности региональной политики в РФ и предложить свое видение вопроса по совершенствованию региональной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
2) проанализировать особенности региональной политики;
Введение
1. Сущность региональной политики
2. Цели региональной экономической политики
3. Основные задачи региональной политики
4. Особенности региональной политики в России
Заключение
Список используемой литературы
– продолжение формирования
территориально –
– стимулирования развития
экспортных и
– переспециализация новых приграничных регионов;
– развитие межрегиональных
и региональных
– преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
В качестве особо важных следует выделить такие задачи:
– нормализация экономической ситуации;
– адаптация беженцев и вынужденных переселенцев, создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах вселения;
– нормализация ситуации в регионах с критическим положением на рынке труда;
– решение проблемы «гиперурбанизации» устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных город.
Региональная политика, как единое целое, в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер. Большую опасность для будущего страны представляет сепаратизм, для которого выделяют три категории: первичный риск – вероятность обособления и отделения регионов, вторичный риск – тяжесть последствий для РФ, третичный риск – опасность отделения для регионов.
Целями региональной политики федеральных
органов в области
Поддержка развития регионов – одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне общенационального кризиса - раздвоенности национального сознания россиян, неоднородности российских регионов.
Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости.
Положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.
Особое место в современной региональной политике занимает политика в отношении проблемных регионов. Субъекты – ''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' – среднеразвитыми; ''реципиенты'' – слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически потворствует неравноправию субъектов Федерации. Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов.
При анализе региональной политики
целесообразно выделение
Проблемные регионы должны стать объектами государственного регулирования, при этом должен быть определен и официально закреплен их статус и отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений.
Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы – остановить разбег по уровню развития регионов.
Кредитно-денежная и бюджетная
политика в отношении регионов является
одним из самых главных инструментов
региональной политики в России. Отмечается
необходимость осуществить
В современной России очень обострились межнациональные отношения. Одна из задач региональной политики - снижение межнациональной напряженности. Для этого приоритетными в деятельности общества должны быть:
В условиях, когда субъекты Федерации располагают широкими полномочиями по управлению природопользованием и охране окружающей среды, государство сохраняет за собой законодательные и координирующие функции. Важнейшим инструментом такого регулирования и является региональная экологическая политика.
Не менее важна и региональная политика в области образования, науки и техники. В настоящее время происходит переориентация российских государственных университетов на более активное обслуживание региональных нужд. Главные черты новой концепции высшего образования в РФ: увеличение количества институтов и регионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных программ.
Главный региональный интерес России
в настоящее время должен быть
осознан как минимизация
Условием эффективного достижения
целей и решения задач, поставленных
в рамках региональной политики, направленной
на обеспечение благосостояние населения,
устойчивого экономического роста
на базе повышения
Успешное решение поставленных
задач требует выполнения ряда условий,
включающих в себя создание и функционирование
новых инструментов региональной составляющей
федеральной экономической
Во-первых, необходимо создание системы
федерального мониторинга региональных
социально-экономических
Во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности
российской экономики тесно связано
с содействием федеральных
В-третьих, одним из направлений повышения конкурентоспособности экономики в среднесрочной перспективе является проведение реформы естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети, организация предоставления услуг общего образования. При этом ключевую роль в организации предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также ряда иных важных в повседневной жизни общественных благ играют органы местного самоуправления.
В-четвертых, реализация очередного этапа социально-экономических реформ в среднесрочной перспективе и масштабность поставленных общенациональных задач даже, при наличии разработанной среднесрочной стратегии преобразований, во многих случаях характеризуется многовариантностью принимаемых мер и непредсказуемостью.
В-пятых, связанным с предыдущим
вопросом региональной политики федеральных
властей является проблема внедрения
эффективных инструментов создания
стимулов для проведения социально-экономических
реформ на региональном и местном
уровне в увязке с решением задач,
стоящих перед федеральным
В-шестых, проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне.
Кластерная политика характеризуется
тем, что центральное внимание уделяется
укреплению сетей взаимосвязей между
экономическими субъектами - участниками
кластера, в целях упрощения доступа
к новым технологиям, распределению
рисков в различных формах совместной
экономической деятельности в т.ч.
для совместного выхода на внешние
рынки, организации совместных НИОКР,
совместного использования
В-седьмых, развитие механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов. Правительство Российской Федерации будет создавать стимулы для расширения использования региональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов финансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения и производстве социальные услуг. Большое значение будет иметь развитие практики максимального тесного взаимодействия с предпринимательскими ассоциациями в выработке и реализации политики регионального (муниципального) развития.2
Заключение
Региональная политика – очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Но говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.
От советского периода Россия унаследовала
большие различия между субъектами
Федерации по объему производства,
втянутости в международные экономические
связи, структуре экономики, уровню
жизни. Осуществляя государственное
регулирование регионального
В настоящее время в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления; появились новые проблемы – безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; беженцы и вынужденные переселенцы; резкое ухудшение социально - экономической ситуации во многих регионах.
Поэтому назрела необходимость
проведения не только различных экономических
и социально-экономических