Цели и задачи региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить основные цели и задачи региональной политики, проанализировать особенности региональной политики в РФ и предложить свое видение вопроса по совершенствованию региональной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
2) проанализировать особенности региональной политики;

Содержание

Введение
1. Сущность региональной политики
2. Цели региональной экономической политики
3. Основные задачи региональной политики
4. Особенности региональной политики в России
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат 4-1.docx

— 45.33 Кб (Скачать документ)

 – продолжение формирования  территориально – производственных  комплексов и промышленных узлов  в северных и восточных регионах  преимущественно за счет нецентрализованных  инвестиций и приоритетного развития  производств, с комплексным использованием  добываемого сырья, соблюдения  строгих экологических стандартов;

 – стимулирования развития  экспортных и импортозамещающих  производств, в районах, имеющих  для этого наиболее благоприятные  условия; формирования свободных  экономических зон, а также  технополисов,  как региональных центров внедрения достижений науки. Ускорения экономического и социального прогресса;

 –  переспециализация  новых приграничных регионов;

 – развитие межрегиональных  и региональных инфраструктурных  систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих  региональные, структурные сдвиги  и эффективность региональной экономики;

 –  преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

В качестве особо важных следует выделить такие задачи:

 – нормализация экономической ситуации;

 – адаптация беженцев и вынужденных переселенцев, создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах вселения;

 –  нормализация ситуации в регионах с критическим положением на рынке труда;

 – решение проблемы «гиперурбанизации» устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных город.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности региональной политики в России

 

Региональная политика, как единое целое, в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер. Большую опасность для будущего страны представляет сепаратизм, для которого выделяют три категории: первичный риск – вероятность обособления и отделения регионов, вторичный риск – тяжесть последствий для РФ, третичный риск – опасность отделения для регионов.

Целями региональной политики федеральных  органов в области информационного  взаимодействия должно быть:

    • формирование единого правового пространства в области информационного взаимодействия;
    • активизация деятельности субъектов Федерации по формированию их собственной политики обеспечениия информационной безопасности;
    • содействие развитию региональной среды распространения сообщений.

Поддержка развития регионов – одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне общенационального кризиса - раздвоенности национального сознания россиян, неоднородности российских регионов.

Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как  минимум на двух уровнях: федеральном  и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости.

Положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.

Особое место в современной  региональной политике занимает политика в отношении проблемных регионов. Субъекты – ''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' – среднеразвитыми; ''реципиенты'' – слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически потворствует неравноправию субъектов Федерации. Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов.

При анализе региональной политики целесообразно выделение проблемных регионов следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокой концентрацией  производства и населения; индустриально  слабо развитые; сельскохозяйственные, промышленные депрессивные; резервные; рекреационные; районы нового хозяйственного освоения.

Проблемные регионы должны стать  объектами государственного регулирования, при этом должен быть определен и  официально закреплен их статус и  отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа и ранга  в условиях становления рыночных отношений.

Все регионы в стране делятся  на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы – остановить разбег по уровню развития регионов.

Кредитно-денежная и бюджетная  политика в отношении регионов является одним из самых главных инструментов региональной политики в России. Отмечается необходимость осуществить преобразование в сфере кредитно-денежной политики государства в пользу регионов, важность государственной поддержки регионов в части инвестиций. При этом региональная инвестиционная политика становится во все большей степени политикой  самих регионов, а не только федерального центра.

В современной России очень обострились  межнациональные отношения. Одна из задач региональной политики - снижение межнациональной напряженности. Для этого приоритетными в  деятельности общества должны быть:

    1. последовательная реализация конституционных норм о равноправии субъектов Федерации;
    2. создание реальных условий для действительно свободного диалога культур.

В условиях, когда субъекты Федерации  располагают широкими полномочиями по управлению природопользованием  и охране окружающей среды, государство  сохраняет за собой законодательные  и координирующие функции. Важнейшим  инструментом такого регулирования  и является региональная экологическая  политика.

Не менее важна и региональная политика в области образования, науки и техники. В настоящее  время происходит переориентация российских государственных университетов  на более активное обслуживание региональных нужд. Главные черты новой концепции высшего образования в РФ: увеличение количества институтов и регионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных программ.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации и как поддержка местных преобразований. Истинной целью региональной политики отдельных регионов является обеспечение полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы.1

Условием эффективного достижения целей и решения задач, поставленных в рамках региональной политики, направленной на обеспечение благосостояние населения, устойчивого экономического роста  на базе повышения конкурентоспособности  российской экономики, в среднесрочной  перспективе будет являться внедрение  в экономическую политику федеральных  властей целого ряда новых инструментов и механизмов, отражающих новый подход к региональной политике.

Успешное решение поставленных задач требует выполнения ряда условий, включающих в себя создание и функционирование новых инструментов региональной составляющей федеральной экономической политики.

Во-первых, необходимо создание системы  федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Система федерального мониторинга будет разработана и построена с учетом необходимости сбора информации и анализом состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, выявлением инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях.

Во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности  российской экономики тесно связано  с содействием федеральных властей  усилиям органов власти субъектов  Российской Федерации по проведению экономической политики, в том  числе, реализации инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры.

В-третьих, одним из направлений  повышения конкурентоспособности экономики в среднесрочной перспективе является проведение реформы естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети, организация предоставления услуг общего образования. При этом ключевую роль в организации предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также ряда иных важных в повседневной жизни общественных благ играют органы местного самоуправления.

В-четвертых, реализация очередного этапа  социально-экономических реформ в  среднесрочной перспективе и  масштабность поставленных общенациональных задач даже, при наличии разработанной среднесрочной стратегии преобразований, во многих случаях характеризуется многовариантностью принимаемых мер и непредсказуемостью.

В-пятых, связанным с предыдущим вопросом региональной политики федеральных  властей является проблема внедрения  эффективных инструментов создания стимулов для проведения социально-экономических  реформ на региональном и местном  уровне в увязке с решением задач, стоящих перед федеральным центром. Повышение самостоятельности региональных и местных властей в решении  вопросов, находящихся в рамках их компетенции, переход на новые принципы предоставления финансовой помощи в  связи с проведением разграничения  полномочий предполагает снижение вмешательства  федеральных властей в решения  органов власти субъектов Федерации  и местного самоуправления в сферах их компетенции.

В-шестых, проведение политики по выявлению  и развитию экономических кластеров  на территориальном уровне.

Кластерная политика характеризуется  тем, что центральное внимание уделяется  укреплению сетей взаимосвязей между  экономическими субъектами - участниками  кластера, в целях упрощения доступа  к новым технологиям, распределению  рисков в различных формах совместной экономической деятельности в т.ч. для совместного выхода на внешние  рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорению процессов  обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижению транзакционных издержек в различных областях, за счет увеличения доверия между участниками кластера.

В-седьмых, развитие механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов. Правительство Российской Федерации будет создавать стимулы для расширения использования региональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов финансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения и производстве социальные услуг. Большое значение будет иметь развитие практики максимального тесного взаимодействия с предпринимательскими ассоциациями в выработке и реализации политики регионального (муниципального) развития.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Региональная политика – очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Но говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

От советского периода Россия унаследовала большие различия между субъектами Федерации по объему производства, втянутости в международные экономические  связи, структуре экономики, уровню жизни. Осуществляя государственное  регулирование регионального развития главное внимание должно быть обращено на финансово-бюджетные и налоговые аспекты государственного регулирования и селективной поддержки регионального развития.

В настоящее время в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления; появились новые проблемы – безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; беженцы и вынужденные переселенцы; резкое ухудшение социально - экономической ситуации во многих регионах.

Поэтому назрела необходимость  проведения не только различных экономических  и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Информация о работе Цели и задачи региональной политики