Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:10, реферат
Чокан (Великий ученый-историк, этнограф, географ, экономист, путешественник. Офицер Российской армии, дипломат, чиновник российской администрации.)
Чокан (Великий
ученый-историк, этнограф,
географ, экономист,
путешественник. Офицер
Российской армии, дипломат,
чиновник российской
администрации.)
(1835-1865)
Чокан Валиханов родился в семье, где традицией,
начиная с деда Вали (внука хана Аблая),
последнего хана Среднего Жуза и бабки
Айганым была прорусская, коллаборационистская
ориентация. В степи еще не загасло к моменту
рождения Чокана стремление сохранить
независимость, отстоять собственную
государственность, олицетворяемое Кенесары
Касымовым, возглавлявшим национально-освободительные
движение казахского народа. К отцу же
Чокана Чингису царская администрация
благоволила, о чем свидетельствует назначение
его старшим султаном одного из округов
и присвоение ему чина полковника. Но в
то же время он был образованным человеком,
в частности, содействуя русским ученым
в изучении фольклора и быта.Чокан Чингисович
Валиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия,
а Чокан прозвище, данное матерью) родился
в ноябре 1835 года. Детство его прошло в
степи, среди народа, первоначальную грамоту
он получил в родном поселке Кушмуруне
в частной казахской школе, где научился
арабскому языку, получил представление
о восточной поэзии и учился рисованию.
Последнее занятие было его неподдельной
страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана
говорят о том, что в нем жил талант недюжинного
художника. Отец с малых лет привлекал
Чокана к сбору материалов, касающихся
легенд и народных преданий, и вовлек его
в круг высокообразованных русских ученых,
инженеров, офицеров. Годы наиболее интенсивного
духовного становления личности Чокана
связаны с учебой в Омском кадетском корпусе.
Здесь сложился круг общения, включавший
и его наставников, так и однокашников
в лице ориенталиста Н. Ф. Костылецкого,
историка П. В. Гонсевского, публициста,
исследователя истории народов Сибири
и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося
географа Г. Н. Потанина, Н. Ф Анненского
и других. Впоследствии в этот круг вошли
такие выдающиеся деятели как петрашевец
С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Е.
П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Последний
писал в одном из своих писем к Чокану:
"Я Вам объявляю без церемоний, что я
в Вас влюбился... Я Вас так люблю, что мечтаю
о Вас и о судьбе Вашей по целым дням".
Из учебы в кадетском корпусе вышел человек,
в котором были посеяны семена русской
и современной передовой культуры, науки
и искусства.
Дальнейшая
карьера Чокана была предопределена
семейной традицией и полученным
образованием: он - российский офицер,
разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий
различные поручения царской администрации.
И в то же время он не мог не почувствовать
своей собственной кожей, что он остается
"инородцем" (к примеру, нижний сокращенный
класс обучения в кадетском корпусе), не
мог не видеть, какие притеснения и унижения
испытывают его сородичи, подвергаясь
беспредельному произволу со стороны
самого последнего русского чиновника
и жандарма и их местных прислужников.
Оставалась единственная надежда остаться
человеком - посвятить себя "нейтральному
делу" - науке и литературному творчеству.
Уже в кадетском корпусе у него зародилась
страсть к путешествиям и мечта "открыть
миру неизведанную Азию". Мечте было
дано свершиться, но в более глубоком смысле,
чем предполагал юный Чокан: он не только
исследовал и описал "неизведанные"
европейской наукой места как географ,
путешественник, он приоткрыл завесу над
самым центром Азии - человеком, его историей,
образом мыслей и чувств. Касается ли дело
его знаменитой Кашгарской экспедиции,
благодаря которой он прославился на весь
мир как отважный путешественник, Иссык-кульской
экспедиции или поездки в Кульджу - везде
он выступает не просто как географ, экономист,
этнограф, царский агент, а через все это
и помимо этого перед нами выступает человек,
стоящий на стыке цивилизаций способный
взглянуть на виденное как изнутри, так
и извне, глазами образованного европейца.
Мировая наука обязана именно ему записью
блестящего отрывка из "Манаса" -"Смерть
Кукотай-хана и его поминки".
Наиболее
древние и устойчивые корни казахского
менталитета нашли отражение
в ряде его исследований, в частности,
в статьях "Следы шаманства у киргизов
(казахов)", "О мусульманстве в степи".
В исследовании зороастрийской природы
шаманизма Чокану принадлежит безусловное
первенство. Зороастризм принадлежит
к семейству явлений универсального порядка,
распространенных повсеместно. Ритуальные
формы, символические действия, характерные
для мифологии как всеобщей формы становления
человеческого сознания, к которой должен
быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую
ценность в культурной жизни человечества.
Символы мифа пробуждают, направляют,
упорядочивают и вовлекают личность в
процесс жизни и смерти.Присущие зороастризму
верования, требовавшие от индивида ответственности
перед миром, людьми и перед самим собой,
не потеряли своей непреходящей ценности.
Зороастрийцы поклонялись множеству богов,
силам природы, огню, воде, земле, солнцу,
луне, ветру, отдельным абстрактным качествам
справедливости, ярости разуму, истине.
Принцип "истина - лучшее благо", требование
жить в соответствии с благой мыслью, благим
словом и благим делом содержат в себе
нравственность самой высокой пробы. Огонь
и солнце почитались особо. Свойственный
шаманству культ огня в целом и в деталях,
как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского
происхождения. Почитание огня, солнца,
обожествление неба и небесных светил,
культ предков, признание богов-покровителей
отдельных сторон бытия кочевников, кодекс
должных поступков и запретов сохранились,
по Чокану, от зороастризма у казахов в
"совершенной целостности". Всезнающему,
премудрому и верховному божеству соответствует
переданное через тюркскую традицию обозначение
Тенгри - небесная обитель и само верховное
божество. Отсюда выражение: "да наградит
тебя небо", "проклятый небом",
"клянусь небом" или "да побьет
меня небо".
Огонь
считается прародителем всего сущего,
очищает души от скверны, гнев страшен,
целительное значение всеобъемлюще.
Огню приносят жертвы в самых сокровенных
случаях: при рождении ребенка или
вступлении невесты в дом отца или деда
мужа. О целительной силе воды, о святости
Матери-Земли упоминается в древнетюрских
рунических памятниках Кюль-Тегину и Бильге-кагану.
О святости воды свидетельствует народный
обычай ушыктау - опрыскивание водой. Стихиям
и некоторым предметам казахская традиция
приписывает силу кие, поклоняясь которой
и соблюдая определенные обряды, человек
получает благословение от нее - кут, то
есть счастье и благополучие. Но эта же
сила обладает и карательной функцией
кеср. Благословляющих и опасных сил полон
внутренний мир человека, здесь непоправимое
влияние слова и конкретное действие глаза.
Синкретизм шаманства с исламом проявляется
в таких принципиальных представлениях,
как Аллах, отождествляемый с Тенгрием,
Азраиль - со смертью, святость и святые
- с арвахами, с духами предков. Такова
суть религиоведческих и культурологических
исследований казахского просветителя,
путешественника, историка, этнографа
и фольклориста Чокана Валиханова.
Прожив
два года в Петербурге, Чокан работал
в Главном штабе над подготовкой к изданию
карты Азии, он участвовал в изданиях трудов
Русского географического общества, членом
которого он был избран в 1860 году. Здесь
Чокан публиковал работы, посвященные
истории и культуре Средней Азии и зарубежного
Востока; среди них исследования "Киргизы"
(так тогда называли казахов), "Следы
шаманства у киргизов", "Киргизское
родословие", "О кочевках киргиз"
и другие, в которых собран и обобщен огромный
материал об истории, этнографии казахов,
их быту, обычаям и культуре. Устному народному
творчеству казахов посвящены статьи
"Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой
орды", "Очерки Джунгарии" и другие.
Подчеркивая поэтическую и музыкальную
душу народа, Валиханов рассказывает легенду,
согласно которой есть сказочная птица,
которая, пролетая прямо над землей, как
бы одаривает находящихся в тени ее крыльев
частицей своего гения. Поверье же таково:
над казахами птица пролетела совсем низко,
из чего и проистекает их особая музыкальная
одаренность.
Валиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает "полную картину" его "исторической и духовной жизни". Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу". Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган, где был похоронен в 1865 году больной, трагически одинокий Чокан Валиханов, в местности под названием Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X. Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти томах. Чокановская традиция бережного сбора духовного наследия народа нашла достойных продолжателей, в том числе в лице Затаевича, который сохранил образцы казахской песенного творчества для мировой музыкальной культуры. Идею Чокана о кровной культурно-исторической связи казахского и русского народа развил Л. И. Гумилев в своей концепции евраазийства.
Безвременная
смерть настигла Шокана Уалиханова, когда
ему было 30 лет. Русская интеллигенция
называла молодого Шокана вторым Лермонтовым.
А кыргызская интеллигенция такие как
Касым Тыныстанов, Имангали Раззаков,
Осмонкул Алибаев, Алыкул Осмонов, Саякбай
Каралаев и др. называли его казахским
Пушкиным, достоенным больших наград за
свою деятельность.
Колледж
Менеджмента и Бизнеса
Тема: Шокан
Уалиханов
Проверила:
Тасмухамбетова Б.Б.
Астана 2011