Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита).
Задачи исследования:
 раскрыть понятия государственного бюджета, профицита и дефицита бюджета;
 показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
 показать возможные последствия крупных дефицитов

Содержание

Введение ………………………………………………………………2
1. Государственный бюджет ……………………………………….. 4
1.1. Понятие и функции государственного бюджета …………... 4
1.2. Основные характеристики бюджета…………………………..8
2. Дефицит и профицит бюджета…………………………………….8
2.1. Причины возникновения дефицита и профицита бюджета …..12
2.2. Возможные последствия крупных дефицитов…………………19
2.3. Сокращение профицита бюджета и источники
финансирования его дефицита…………………………………..21
Заключение…………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Вологдина.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по науке и образованию

ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Факультет экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия.

 

 

 

 

 

Выполнил: ст.гр.11582с

Вологдина В.В.

Проверил: доц. Санданова С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2009 г.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………2                                                                                               

1.      Государственный бюджет ……………………………………….. 4                                                             

1.1.           Понятие и функции государственного бюджета …………... 4                  

1.2.           Основные характеристики бюджета…………………………..8

          2. Дефицит и профицит бюджета…………………………………….8

2.1. Причины возникновения дефицита и профицита бюджета …..12

2.2. Возможные последствия крупных дефицитов…………………19

2.3.  Сокращение профицита бюджета и источники

        финансирования его дефицита…………………………………..21

Заключение…………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита).

Задачи исследования:

            раскрыть понятия государственного бюджета, профицита и дефицита бюджета;

            показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;

            показать возможные последствия крупных дефицитов

Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.

Информационной базой исследования являются нормативные акты, научная литература, периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Государственный бюджет

 

1.1.           Понятие и функции государственного бюджета

Финансовые отношения,  складывающиеся у государства с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов влас­ти), и,   во-вторых,  связаны с формированием и использова­нием централизованного фонда денежных средств, предназначен­ного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообра­зием, поскольку охватывают разные направления распределите­льного процесса (между секторами экономики, сферами общест­венной деятельности, отраслями народного хозяйства, террито­риями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (феде­ральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,  что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потреб­ностей граждан,  решения оборонных задач,  покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получа­ют соответствующее им материально-вещественное воплощение; они  материализуются  (овеществляются)  в  бюджетном  фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкрет­ная величина бюджетного фонда, отражающая степень централи­зации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйство­вания на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного   бюджета.   По   экономической   сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и нацио­нального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народ­ного  хозяйства,  социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется через распределительную (перераспреде­лительную) и контрольную функции. Благодаря первой происхо­дит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевремен­но и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распре­делении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризую­тся определительной спецификой.

Так,  содержание  распределительной  функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресур­сов между разными подразделениями общественного производст­ва.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.)  и  многоуровневого  (федеральный,  республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход;  однако,  это  не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денеж­ных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централи­зуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструмен­том воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществ­лять социальные преобразования и т.д. [13, с.39]

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интере­сах ускорения научно-технического прогресса. Создание при­нципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулиро­вать научные открытия и новые технические достижения, сокра­щать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимос­ти общественного продукта, концентрируемой в руках государс­тва . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности госу­дарства, расходы - удовлетворению общегосударственных потре­бностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.           Основные характеристики бюджета

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

Доходы  бюджета  выражают  экономические  отношения,   возникающие   у государства  с  предприятиями,  организациями  и   гражданами   в   процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления  этих  экономических отношений  служат  различные  виды  платежей  предприятий,   организаций   и населения  в   государственный   бюджет,   а   их   материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в  бюджетный  фонд.  Бюджетные доходы  являются,  с  одной  стороны,  результатом  распределения  стоимости общественного продукта  между  различными  участниками  воспроизводственного процесса, а  с  другой  -  выступают  объектом   дальнейшего   распределения

сконцентрированной    в   руках   государства   стоимости,   ибо   последняя

используется   для   формирования   бюджетных    фондов   территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы  (как  поступления  в  бюджет)  —  это  обязательные  безвозвратные платежи,  поступающие  в  бюджет.  Доходы  подразделяются   на   текущие   и капитальные.  К  текущим   доходам   относятся   налоговые   и   неналоговые поступления.

                Классификация и состав доходов.

Налоговые доходы.

  1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

  2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

  3. Налоги на совокупный доход

  4. Налоги на имущество

  5. Платежи за пользование природными ресурсами

  6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

  7. Прочие налоги, пошлины и сборы

      Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с  юридическими  и  физическими  лицами.  Эти денежные   отношения   объективно   обусловлены   и   имеют    специфическое общественное  назначение  -  мобилизацию  денежных  средств  в  распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться  в  качестве  экономической категории с присущими ей двумя функциями -  фискальной  и  экономической.  С

помощью первой формируется бюджетный фонд;  реализуя   вторую, государство влияет   на   воспроизводство,  стимулируя  или  сдерживая   его   развитие, усиливая  или  ослабляя   накопления   капитала,   расширяя   или   уменьшая платежеспособный спрос населения.

Информация о работе Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия