Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита).
Задачи исследования:
раскрыть понятия государственного бюджета, профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
показать возможные последствия крупных дефицитов
Введение ………………………………………………………………2
1. Государственный бюджет ……………………………………….. 4
1.1. Понятие и функции государственного бюджета …………... 4
1.2. Основные характеристики бюджета…………………………..8
2. Дефицит и профицит бюджета…………………………………….8
2.1. Причины возникновения дефицита и профицита бюджета …..12
2.2. Возможные последствия крупных дефицитов…………………19
2.3. Сокращение профицита бюджета и источники
финансирования его дефицита…………………………………..21
Заключение…………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………27
Федеральное агентство по науке и образованию
ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Курсовая работа
Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия.
Выполнил: ст.гр.11582с
Вологдина В.В.
Проверил: доц. Санданова С.Б.
Улан-Удэ
2009 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………2
1. Государственный бюджет ……………………………………….. 4
1.1. Понятие и функции государственного бюджета …………... 4
1.2. Основные характеристики бюджета…………………………..8
2. Дефицит и профицит бюджета…………………………………….8
2.1. Причины возникновения дефицита и профицита бюджета …..12
2.2. Возможные последствия крупных дефицитов…………………19
2.3. Сокращение профицита бюджета и источники
финансирования его дефицита…………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………27
Введение
Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита).
Задачи исследования:
раскрыть понятия государственного бюджета, профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
показать возможные последствия крупных дефицитов
Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.
Информационной базой исследования являются нормативные акты, научная литература, периодические издания.
1. Государственный бюджет
1.1. Понятие и функции государственного бюджета
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. [13, с.39]
Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
1.2. Основные характеристики бюджета
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения
сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя
используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Классификация и состав доходов.
Налоговые доходы.
1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы
3. Налоги на совокупный доход
4. Налоги на имущество
5. Платежи за пользование природными ресурсами
6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
7. Прочие налоги, пошлины и сборы
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С
помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Информация о работе Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия