Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:11, контрольная работа
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Фонд будущих поколений формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Фамилия автора |
Сущность и функции |
Представители Московской школы Родионов, Грязнова и др.) |
Определяют следующие функции б 1.Перераспределение национальн В развитых странах через бюдж сли хозяйства, государство ока счёт бюджетногофонда учреждени сферы, государство способствуе 2.Контрольная функция. |
Представители Санкт- |
Выделяют следующие функции бюджета: 1. формирование централизов Данную функцию выполняют бюдже включающие налоги, займы, дохо 2. Использование централизован Данная функция бюджета связана 3. Контрольная функция. |
Общая функция для обеих школ |
Контрольная функция бюджета по |
В учебном пособии М.В. Романовского, О.В. Врублевской и Б.М. Сабанти |
1)образование основного общегосударственного
фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции
обеспечивается концентрация основной
части централизованных финансовых ресурсов
в бюджетной системе государства); |
Г. Б. Поляк |
Выделяет следующие функции бюджета:
|
Романовский М.В. и Врублевская О.В. |
Определение бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. |
Родионова В.М. |
Бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. |
Сенчагова В.К. и Архипова А.И. |
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. |
Юткина Т.Ф. |
Бюджет – это счетный план государства, позволяющий контролировать процесс зачисления средств в доходы казны и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов. |
Федулова С.Ф. |
Бюджет – система денежных
отношений по поводу распределения
и перераспределения |
2. Развитие бюджетной системы РФ
Год |
Событие |
1918 |
В январе 1918 года правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918г., который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. |
Июнь 1920 |
ВЦИК принял решение о слиянии государственного и территориального бюджетов. |
Октябрь 1921 |
ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», в соответствии с которым государственный и территориальные бюджеты были разъединены. |
1922-1924 |
С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения. |
1927 |
Началось формирование местных бюджетов регионов. |
1930 |
Бюджетная система СССР приобрела
форму бюджетной системы |
1931 |
В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК “О республиканских и местных бюджетах” от 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. |
1930-1932 |
Большую роль в развитии бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930-1932гг.. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. |
1936 |
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. В статье 14 Конституции СССР было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. |
1937 |
Впервые был сформирован
единый консолидированный |
1938 |
Постановление СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. Также в этом году в государственный бюджет СССР был включен бюджет государственного социального страхования. |
1941-1945 |
Коренным образом изменилась
структура расходов бюджета: |
1946 |
С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года -- повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. |
1947-1950 |
В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу. Расходы государственного бюджета за 1950 г. увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1940 г., в том числе на народное хозяйство — более чем в 2 раза. Почти в 3 раза возросли в 1950 г. по сравнению с 1940 г. расходы на социально-культурные мероприятия. Расходы на оборону страны в бюджете 1950 г. составили 20,1% против 32,5% в 1940 г. и 50,8% в годы ВОВ. |
1955 |
Доходы и расходы республик в законе о Государственном бюджете СССР стали предусматриваться только в общих объемах. Распределение их между республиканским и местным бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. |
1965 |
Хозяйственная реформа. Предусматривалась существенная перестройка системы взаимоотношений предприятия с бюджетом по отчислениям от прибыли путем введения новых видов платежей: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также взносов свободного остатка прибыли в бюджет. Вместе с преобразованием системы мобилизации доходов в бюджет изменялся подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. |
1974 |
С созданием производственных объединений и всесоюзных и республиканских промышленных объединений в них образуются централизованные фонды и резервы, что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства. Из полученной прибыли предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, финансируют капитальные вложения другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета. |
1980 |
Закон от 25 июня 1980 г. «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» предусматривал передачу в бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов части прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории краевых, областных, окружных Советов. Этим же законом определялось, что в формировании доходов бюджетов краев, областей, автономных областей и автономных округов участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. |
1990-1993 |
Принятие Конституции РФ. В ст. 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и т. д. Принцип самостоятельности местных бюджетов был заложен уже в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», вступившем в действие до принятия Конституции РФ. Разграничение уровней бюджетной системы в соответствии с принципами федеративного устройства должно основываться на концепции фискальной автономии бюджетов разных уровней. При высокой степени вертикальной несбалансированности этих уровней бюджетная система в целом становится неустойчивой и работает неэффективно. |
1993-1994 |
В 1994 г. федеральный центр ввел единую для регионов систему «расщепления» федеральных налогов взамен существовавших ранее дифференцированных ставок (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»). Эти решения существенно изменили систему формирования доходов субъектов РФ, сделали ее более предсказуемой. Соответственно, более предсказуемой стала и система формирования доходов местных бюджетов. |
1995-1998 |
За этот период были приняты Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Последний закреплял за местным уровнем доли от сбора важнейших федеральных налогов и тем самым вносил большую определенность и предсказуемость в процесс формирования муниципальных доходов. В 1996 г. более 53 % всех поступлений шли в бюджет субъектов РФ. Единственный федеральный налог, поступления от которого жестко закреплялись за уровнями бюджетной системы, – платежи за пользование недрами и природными ресурсами. Остальные федеральные налоги распределялись между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ ежегодным законом о федеральном бюджете. |
1999-2002 |
Начали действовать Бюджетный
и Налоговый кодексы РФ. Эти
законы имели большое значение для
реформирования бюджетных отношений
и проведения налоговой политики,
для экономики в целом, но концепция
создания относительно независимой
финансовой системы на местном уровне
в них не была заложена. Для этого
периода реформы муниципального
финансирования характерна тенденция
к централизации налоговых |
2003- по настоящее время |
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней: бюджеты муниципальных районов и городских округов; бюджеты сельских и городских поселений. На современном этапе государственная бюджетная система России должна быть коренным образом перестроена и включать в себя четыре уровня: федеральный, региональный, уровень муниципальных районов и городских округов, а также сельских и городских поселений. Все эти бюджеты функционируют автономно. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный и региональный бюджеты. Если в унитарных государствах местных бюджетов доходы и расходы не включены в государственный бюджет и играют очень незначительную роль, то в федеративных государствах они не включаются в бюджеты субъектов РФ и имеют большое значение для развития всей страны через развитие местных территорий и сообществ. Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на спиртосодержащую продукцию, акцизы на табачную продукцию, водный налог и другие). Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ (доходы от использования государственного имущества и платных услуг в бюджетных организациях, лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, таможенные пошлины и таможенные сборы, консульские сборы и др.). |
3. Бюджетные резервы
Резервные фонды бюджетов – обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Источник формирования резервных фондов бюджета – средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в местных бюджетах – резервные фонды органов местного самоуправления. Создание в расходной части бюджетов всех уровней резервных фондов законодательных органов и депутатов этих органов публичной власти запрещено законом, поскольку такое резервирование средств противоречит экономической природе резервных фондов. Общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать (согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ) 3% утвержденного объема бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год. В России в состав резервных фондов бюджета входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшиеся в процессе исполнения бюджета. Резервные фонды бюджета по функциональному назначению подразделяются на: стратегические, страховые, оперативные.
Стратегические бюджетные
резервы предназначены для
Страховые бюджетные резервы
позволяют обеспечить бесперебойное
развитие экономики и жизнедеятельности
населения при возникновении
крупномасштабных стихийных бедствий
и катастроф, восполняют ущерб, нанесенный
такими чрезвычайными
Оперативные бюджетные резервы
формируются с целью
В проекте федерального бюджета на 2013 год существуют резервы для развития.
Стабилизационный фонд РФ представляет собой часть средств федерального
бюджета, образующуюся за счет
превышения цены на нефть над базовой
ценой на нефть, подлежащей обособленному
учету, управлению и использованию
в целях обеспечения
Резервный фонд представляет
собой часть средств
Фонд будущих поколений
формируется за счет нефтегазовых доходов
федерального бюджета в объеме, превышающем
утвержденный на соответствующий финансовый
год объем нефтегазового
Список использованной литературы
Информация о работе Дискуссионные вопросы сущности и функций бюджета