Доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание

Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями, возложенных на них, публичных, социальных, экономических и иных функций. Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин -- наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав

Работа состоит из  1 файл

Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства.doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)

     Неналоговые доходы бюджетов представляют собой  поступающие в собственность  государства и муниципальных  образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями, возложенных на них, публичных, социальных, экономических и иных функций. Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин -- наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» состав неналоговых доходов несколько отличается от классификации Министерства финансов Российской Федерации. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации к неналоговым поступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов.

     В экономической литературе к неналоговым  поступлениям относят и доходы целевых  бюджетных фондов. В составе доходов  бюджетов доходы целевых бюджетных  фондов учитываются обособленно.

     Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

     Неналоговые поступления -- составная часть доходов  всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, на-ходящегося в государственной и муниципальной собственности.

     Неналоговые доходы в узком смысле слова -- это  доходы, получаемые в виде платы  за пользование государственными фондами  или имуществом, либо компенсации  за оказанные государством услуги юридическим  или физическим лицам.

     В современной литературе к неналоговым доходам принято относить:

     платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы, полученные от реализации конфискованного имущества);

     доходы  от использования объектов федеральной  собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности (например, доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений);

     доходы  от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности  субъектов Федерации или муниципальной  собственности;

     доходы  от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;

     финансовые  средства, полученные в возмещение ущерба;

     поступления в виде внешних заимствований;

     доходы  от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и другие.

     иные  неналоговые доходы.1

     В доходах бюджетов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности  учитываются:

     *средства, получаемые в виде арендной  либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

     *средства, получаемые от передачи имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  под залог, в доверительное управление;

     *средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств  на счетах в кредитных организациях;

     *плата  за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

     *доходы  в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

     *часть  прибыли государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

     *другие  предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

     Доходы  бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

     К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

     Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

     Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.

     Основная  часть доходного потенциала федерального бюджета формируется, конечно, за счёт налоговых доходов. Но неналоговые  поступления играют также большую роль в бюджетах всех уровней. Ведь, проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание (изменить что-то) для увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению уровня жизни населения.

     Несмотря  на то, что основными источниками  неналоговых доходов в бюджет составляют поступления от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых  видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы всё равно составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1%.

     Это свидетельствует о крайне неэффективном  использовании государственной  собственности, поскольку её доля в  общем экономическом потенциале производственной сферы остаётся достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от её использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов федерального бюджета.

     Неналоговые доходы играют большую роль для государства, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Да, мы видим, что неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым платежам, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты, потому что именно рост неналоговых доходов будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.

Информация о работе Доходы бюджета