Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:57, реферат
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета определяется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Р Ф.
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Федеральный бюджет вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов образует первый уровень бюджетной системы Российской Федерации, которую также составляют: второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и третий уровень - местные бюджеты.
Функции бюджета.
Распределительная функция.
Содержание этой
функции реализуется в
Таким образом, распределительная функция имеет две непрерывно связанные стадии:
- образование доходов бюджета;
- использование средств.
Доходы бюджета
– денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Расходы бюджета
– денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач
и функций государства. Денежные
средства выделяются бюджетополучателям
– организациям производственно
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Она позволяет контролировать степень и формы разумного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Бюджет – основной финансовый план страны, централизированный фонд денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства и его территориальных подсистем.
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней системы и бюджет. государственных внебюджетных фондах (пенсионный, социально-страховой, медицинское страхование);
Осуществление государственных и муниципальных заимствований регулирования гос. и муниц.долга;
Составление и рассмотрение проекта бюджетной системы их утверждение, исполнение и контроля за их исполнение.
Бюджетная система состоит из 3 уровней:
первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет , 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов
всех уровней образует консолидирова
Консолидированные бюджеты позволяют
получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны
в целом, они не утверждаются и служат
для аналитических и статистических целей.
Консолидированный
бюджет используется для расчётов минимальных,
социальных и финансовых норм и нормативов,
необходимых при бюджетном
2. Государственный бюджет – это баланс доходов ирасходов госуд
При выполнении своих функций государство
несет многочисленные расходы. В зависимости
от целей расходы государства
можно разделить на следующие виды:
1) расходы на политические
цели , к ним относятся расходы на обеспечение
национальной обороны и безопасности
(т. е. содержание армии, полиции, судов
и т. п.), на содержание аппарата управления
государством;
2) расходы на экономические
цели , в том числе расходы на содержание
и обеспечение функционирования государственн
3) расходы на социальные
цели , такие как социальное обеспечение
(выплата пенсий, стипендий, пособий), образование,
здравоохранение, развитие фундаментальной
науки, охрана окружающей среды.
С макроэкономической точки зрения
все государственные
расходы делятся на государственныезакупки
товаров и услуг (их стоимость включается
в ВВП), трансферты (их стоимость не включается
в ВВП, поскольку они являются результатом
перераспределения национального дохода), выплаты
процентов по государственным облигациям
(т. е. обслуживание государственного
Основными источниками доходов государств
Разница между доходами и расходами гос
а) положительным, когда доходы бюджета превышают
его расходы, что соответствует
профициту (излишку) государственного
бюджета;
б) равно нулю, когда доходы равны расходам; т
в) отрицательным, когда доходы бюджета меньше,
чем расходы.
Это означает, что
имеет место дефицит государств
На разных фазах экономического цикла
состояние государственного
бюджета разное. При спадедоходы бюджета сокращаются
(так как сокращается деловая активность
и, следовательно, налогооблагаемая база),
поэтому дефицит бюджета (если
он существовал изначально) увеличивается,
а профицит (если он наблюдался) сокращается.
При буме, наоборот, дефицитбюджета уменьшается
(поскольку растут налоговые поступления,
т. е. доходы бюджета), а
профицит увеличивается.
3. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА - превышение государственных расходов какой-либо страны над государственными доходами. На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял от трех и более процентов от величины валового внутреннего продукта. Впервые профицит, т. е. положительное сальдо государственного бюджета было достигнуто лишь в 2000 г. благодаря весьма благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.
Во всех случаях любой дефицит государственного бюджета необходимо каким-то образом финансировать, поскольку невозможно расходовать финансовые ресурсы, когда отсутствуют источники их финансирования. В мировой практике существуют два главных источника финансирования такого дефицита: а) эмиссия денег, которая если ее использовать постоянно, приводит к инфляции; б) займы, подразделяющиеся на внутренние, когда государство занимает деньги у резидентов своей страны, и внешние, если государство занимает деньги у нерезидентов.
В Российской Федерации в качестве внутренних займов для предотвращения дефицита государственного бюджета в разные годы использовались: государственные казначейские облигации (ГКО) с трехмесячными, шестимесячными и годовыми сроками погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внутреннего валютного облигационного займа; облигации Федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ); государственные сберегательные займы; золотые сертификаты. В частности, поступления от размещения ГКО составляли в России в 90-е гг. от 1,3 до 1,6%. Что касается внешних источников финансирования бюджетного дефицита, то Россия использовала и продолжает использовать главным образом кредиты международных финансовых организаций, в первую очередь Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР), который с 2000г. стали официально именовать Всемирным банком. В целом, за годы реформ в России внешние кредиты в среднем обеспечивали примерно 2% в финансировании дефицита государственного бюджета.