Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является - исследование теоретических вопросов финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть сущность, структуру и основные задачи Пенсионного Фонда РФ;
б) изучить источники средств, формирующих Пенсионный фонд;
в) изучить перспективы действующей пенсионной системы;
г) рассмотреть проблемы финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ и пути ее решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации
1.1 Сущность, структура и основные задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………стр.6
1.2 Источник средств, формирующих Пенсионный Фонд РФ…………стр.9
Глава 2. Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации
2.1 Оценка перспектив действующей пенсионной системы…………..стр.16
2.2 Пути совершенствования финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………….стр.23
Заключение………………………………………………………………..стр.33
Список использованной литературы……………………………………стр.35

Работа состоит из  1 файл

Пенионный фонд РФ.docx

— 132.04 Кб (Скачать документ)

     И все-таки главная проблема всех российских налогов, в том числе и единого  социального налога, верно отмечена М.И. Дубовой — это «теневая экономика, которая достигает 35-40% ВВП и самым серьезным образом влияет не только на макроэкономические процессы развития страны в целом, но является главным тормозом на пути проводимых реформ».

     В результате сложился достаточно ущербный механизм формирования доходов системы  социального страхования России, в соответствии с которым основным плательщиком обязательных платежей являются работодатели, которые совершенно не заинтересованы в полноте их уплаты, так как получателями материальной выгоды по социальному страхованию  являются наемные работники.

     После проведения пенсионной реформы поменялись источники формирования бюджета  ПФР.

     Средства  ПФ России формируются за счёт:

  • суммы Единого Социального налога, поступающего из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;
  • страховых взносов, зачисляемых в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии;
  • страховых взносов в виде фиксированного платежа;
  • мобилизации просроченной задолженности;
  • доходов от инвестирования средств, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;
  • средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ в соответствии с законом РФ:

     а) на выплату государственных пенсий и пособий;

     б) на выплату пенсий в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов, а так же финансирование расходов на их доставку и пересылку;

  • средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ Министерством труда России на выплату досрочных пенсий гражданам, признанных безработными и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям досрочных пенсий;
  • средств из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности для обеспечения выплаты дополнительных ежемесячных, пожизненных материальных обеспечений работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;
  • средств, взыскиваемых с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований (пений, финансовых санкций); добровольных взносов юридических и физических лиц.

     Согласно  ст.6 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»  страхователи делятся на две категории:

     - лица, производящие выплаты физическим  лицам (организации, индивидуальные  предприниматели (в т.ч., частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты), физические лица);

     - индивидуальные предприниматели  (в т.ч., частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).

     Указанные категории страхователей совпадают  с категориями налогоплательщиков ЕСН, предусмотренными ст.235 Налогового Кодекса РФ.

     Ставка  ЕСН на выплату базовой части  трудовой пенсии устанавливается в  следующих размерах:

     - для работодателей организаций  за исключением организаций, занятых  в сельском хозяйстве, устанавливается ставка 14% от налогооблагаемой базы до 100 тыс. рублей на каждого работника с начала года с нарастающим итогом;

     - для работодателей организаций,  занятых в сельском хозяйстве  - 10,3.

     Ставка  ЕСН является регрессивной.

     Основным  отличительным признаком реформируемой  пенсионной системы стало введение накопительного элемента. Новая пенсионная система с 2002 г.(с поправками 2007 г.) основывается на распределительном и накопительном принципах. Исходя из этих принципов определен новый порядок расчета пенсий. Так, трудовая пенсия состоит из трех составляющих:

  1. базовая часть трудовой пенсии;
  2. страховая часть трудовой пенсии;
  3. накопительная часть трудовой пенсии.

     Данной  структуре пенсии соответствуют  и структура доходных источников пенсионной системы.

     Ставки  страховых взносов устанавливаются  отдельно для финансирования страховой  части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Все физические лица, в пользу которых  производятся выплаты, разделены на три возрастные группы:

  1. мужчины 1952 г.р. и старше и женщины 1956 г.р. и старше - тариф на страховую часть - 14%, на накопительную часть - 0%;
  2. мужчины 1953-1966 г.р. и женщины 1957-1966 г.р. - тариф на страховую часть - 12%, на накопительную часть - 2%;
  3. мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе тариф на страховую часть - 11%, на накопительную часть - 3%.

     Базовая часть трудовой пенсии устанавливается  в фиксированном размере для  всех получателей трудовых пенсий. Она была выделена в целях упорядочения установленных ранее пенсионным законодательством выплат, не связанным  со страховым стажем.

     Базовая часть учитывает в своём размере  следующие показатели:

     - пенсии в минимальном размере; 

     - надбавки;

     - повышения;

     - компенсационные выплаты;

     - пенсии в части периодов, не  связанных с уплатой страховых  взносов в фонд.

     Финансирование  выплат базовой части осуществляется из суммы ЕСН, зачисленного в федеральный  бюджет, и передаваемый в ПФ РФ. Размер базовой части дифференцируется в зависимости от вида пенсии, установленной  группой инвалидности, и наличием иждивенцев - нетрудоспособных членов семьи пенсионера. Для большинства  пенсий размер базовой части устанавливается  в твёрдом размере (на 01.12.2010 - 3851 руб. 99 коп.), но для отдельных категорий получателей в повышенном или пониженном размере.

     Финансирование  выплат страховой части трудовой пенсии осуществляется за счёт трудовых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд. С 01.01.2002 г. органами пенсионного  обеспечения осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц  по состоянию на 01.01.2002 г. путём их конвертации в расчётный пенсионный капитал.

     Страховая часть пенсии определяется исходя из величины рассчитанного пенсионного  капитала и ожидаемого периода выплаты  пенсии (для пенсий по старости). Размер страховой части трудовой пенсии для лиц, рассчитывается по сумме  установленной им пенсии с учётом надбавок, повышений и компенсационных  выплат в связи с ростом стоимости  жизни в стране. А для отдельных  категорий пенсионеров, исходя из минимального размера совокупных выплат, установленных  указом Президента РФ от 12.07.2001 г. № 833 (без  учёта 2-ой пенсии, полученной на основании  законодательства) за минусом размера  базовой части трудовой пенсии. С  01.01.2002 г. пенсии работающих пенсионеров пересчитываются по нормам федерального закона № 113 от 21.07.1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пособий» в целях формирования расчётного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части пенсии по старости.3

     Назначение  накопительной части трудовой пенсии в отличие от страховой состоит  в том, что эти пенсионные накопления будут направлены на приращение первоначальной стоимости, в связи с чем в  дальнейшем ее размер будет расти.

     Исходя  из этого, видно, что искоренить существующие проблемы недостаточного уровня формирования доходов отечественных внебюджетных фондов (выливающиеся в то, что их легальная доходная база составляет только 1/3 ее реального размера), которые  складываются при потворстве наемных  работников своим работодателям  в уклонении от уплаты обязательных платежей, невозможно до тех пор, пока платежи на социальное страхование  так и будут производиться  в виде единого социального налога в качестве дополнительного налогового бремени предприятия, что совершенно не соответствует природе данной экономической категории. Правомерно включать в налоговое бремя предприятия  налоговые платежи, которые идут через механизмы социального  обеспечения на материальную поддержку  слабозащищенных слоев населения, неспособных самостоятельно обеспечить свое существование (прежде всего, неработающих лиц). Но когда речь идет о механизме  социального страхования, призванном самообеспечить трудящихся граждан от материального ущерба, сопровождающего реализацию социальных рисков, ни о каких государственных финансовых источниках, формируемых налоговой системой, не должно идти речи. Пока сами граждане страны не оценят свою финансовую ответственность перед собой в области социального страхования, и не увидят, что только исходя из уплаченной ими суммы взносов они будут получать социальные выплаты, до тех пор, они,, с одной стороны, будут способствовать своим работодателям снижать налоговое бремя за счет уклонения от уплаты платежей на социальное страхование, с другой — требовать от государства предоставить им достойные социальные выплаты, так как государство имеет специальный налоговый источник, предназначенный на эти цели, и, соответственно, обязательства перед населением по осуществлению данных выплат. А создать действительно сознательное общество можно только в том случае, если доходы системы социального страхования будут формироваться не на налоговых, а на страховых принципах.

 

      Глава 2. Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации

     2.1 Оценка перспектив действующей  пенсионной системы

 

     В 2002 г. была проведена радикальная пенсионная реформа, но в последнее время все чаще ставится вопрос о необходимости нового этапа реформирования пенсионной системы. Это объясняется прежде всего растущим разрывом между пенсиями и зарплатой. За 2002—2007 гг. рост средней зарплаты в реальном выражении (составивший 111%) вдвое превысил рост реальной пенсии (54%). В результате всего за шесть лет коэффициент замещения (соотношение средней величины пенсии к средней зарплате) упал почти на 9 процентных пунктов: с 31,6% в 2001 г. до 23,4% в 2007 г. Кроме того, несмотря на рост реальных размеров пенсий, их величина все еще лишь едва превышает прожиточный минимум пенсионера.

     Обсуждение  начнем с всесторонней оценки перспектив действующей пенсионной системы. При  этом наше рассмотрение ограничится  трудовыми пенсиями, составляющими  основную часть (более 90%) всех пенсионных выплат.

     Главная угроза устойчивости пенсионной системы, как и во многих других странах, связана  с неблагоприятными демографическими тенденциями.

     В последнее десятилетие процесс  сокращения населения последовательно  ускорялся: с 0,2% в 1996—1998 гг. до 0,5% в 2001—2006 гг. Еще важнее для пенсионной системы  предстоящие сдвиги в структуре  населения. Согласно среднему варианту демографического прогноза на период до 2050 г. к концу периода доля населения пенсионного возраста увеличится в 1,5 раза, в то время как доля населения трудоспособного возраста значительно сократится. В результате соотношение численности лиц пенсионного и трудоспособного возраста вырастет почти вдвое: с нынешних 32% до 61% к концу периода (рис. 2).4

     Оценка  качества пенсионной системы имеет  несколько уровней. Минимальные  требования состоят в способности  системы обеспечивать свои законодательно установленные обязательства. Их несоответствие величине располагаемых финансовых ресурсов создает серьезную угрозу бюджетного кризиса. Одно из базовых  условий состоит также в поддержании  реальной величины назначенных пенсий (т. е. их индексации, по крайней мере на инфляцию). Невозможность сделать  это означала бы деградацию пенсионных выплат. Формально пенсии должны индексироваться  с учетом роста цен и зарплаты в экономике, однако выплаты должны расти в пределах средств, имеющихся  у Пенсионного фонда. Таким образом, повышение пенсий теоретически может  отставать от инфляции. 

       

     Рис. 2. Соотношение численности лиц  пенсионного и трудоспособного  возраста, % 

     Следующий уровень требований можно определить как способность поддерживать по меньшей мере стабильное соотношение  между величиной пенсий и зарплаты. В этом случае относительное положение  пенсионеров по сравнению с работниками  не ухудшается. Наконец, в идеале пенсионная система в обозримой перспективе  должна обеспечивать достижение целевых  соотношений между пенсиями и зарплатой. Как известно, Международная организация труда (МОТ) в качестве целевого ориентира рекомендует поддержание индекса замещения на уровне не ниже 40%. Средний по странам ОЭСР, как и по странам Восточной Европы, индекс замещения в 2002 г. составлял 56%.

Информация о работе Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации