Фонд национального благосостояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 18:27, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение Фонда национального благосостояния России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть этап образования Фонда национального благосостояния;
рассмотреть формирование Фонд национального благосостояния;
каким образом происходит управление средствами Фонда национального благосостояния.

Содержание

Введение 3

1. Создание и описание Фонда национального благосостояния 5

2. Формирование и управление средствами Фонда национального благосостояния 7

Заключение 17

Библиографический список 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 47.32 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Создание и описание Фонда национального благосостояния 5

2. Формирование и управление средствами Фонда национального благосостояния 7

Заключение 17

Библиографический список 19

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Введение

 

     В мире существует достаточно большая  группа стран, у которых основная часть доходов государственного бюджета формируется за счет экспорта сырьевых товаров, таких как нефть  и нефтепродукты, газ, черные и цветные металлы. Таким образом, в указанных странах доходы бюджета в основном определяются мировой конъюнктурой цен на экспортируемые ресурсы, а цены на данные категории товаров чрезвычайно подвижны, меняются случайным образом и могут быть спрогнозированы лишь с небольшой точностью. Соответственно, доходы бюджетов в таких странах, как правило, подвержены весьма значительным колебаниям. В годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры это вызывает необходимость соответствующего сокращения бюджетных расходов, что приводит к негативным политическим и социально-экономическим последствиям. В периоды высоких цен на сырьевые товары крупные поступления в бюджет, напротив, зачастую стимулируют рост неэффективных расходов. Если увеличивать государственные расходы в период благоприятной конъюнктуры довольно легко, то снижать их во время падения доходов гораздо сложнее, поскольку относительно постоянный неснижаемый объем расходов помогает поддерживать экономическую и политическую стабильность.

     Таким образом, в указанных странах  конъюнктура цен на сырьевые товары зачастую определяет ситуацию в национальных экономиках и перспективы их роста. Любая экономика должна иметь запас прочности, чтобы сглаживать негативный эффект от колебаний экспортных доходов, для стран, в значительной степени зависящих от экспорта невозобновляемых ресурсов, вполне логично формировать в периоды благоприятной экспортной конъюнктуры финансовый резерв.

     В Российской Федерации таким финансовым резервом был Стабилизационный фонд РФ, основанный 1 января 2004 года, который являлся частью федерального бюджета. Фонд был призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Но в 2007 году было решено разделить его, и в феврале 2008 года были сформированы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

     Фонд  национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации.

     Целью данной контрольной работы является изучение Фонда национального благосостояния России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть этап образования Фонда национального благосостояния;
  2. рассмотреть формирование Фонд национального благосостояния;
  3. каким образом происходит управление средствами Фонда национального благосостояния.

     Объектом  изучения в контрольной работе является Фонд национального благосостояния России. Предметом исследования выступают  Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Министерства финансов России, а также Послания Президента Российской Федерации.

 

     

  1. Создание  и описание Фонда национального  благосостояния

     26 апреля 2007 года Президент Российской  Федерации  В.В.Путин выступил с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Ключевая тема экономической части послания - качественное изменение концепции стабилизационного фонда, открытие его значительной составляющей – фонда будущих поколений – на финансирование инфраструктурных проектов, повышение эффективности использования природных ресурсов, модернизацию и развитие высокотехнологичных производств, софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Впервые на эти цели выделяются весьма серьезные суммы.

     Новая концепция стабилизационного фонда была озвучена Президентом РФ в бюджетном послании (март 2007 г.) и практически полностью соответствовала идеям главы Министерства финансов А.Л.Кудрина. Утверждалось, что Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд (обеспечение бюджетных расходов в случае значительного снижения цен на нефть) и Фонд будущих поколений. Концепция Кудрина предусматривала, что на базе стабилизационного фонда будет создан Нефтегазовый фонд, разделенный на три части:

  1. текущий трансферт (3,7% ВВП);
  2. резервный фонд (около 10% ВВП);
  3. фонд будущих поколений (фонд сбережений).

     При этом резервный фонд должен размещаться  в наиболее ликвидные и надежные бумаги. Фонд будущих поколений планировалось  инвестировать более агрессивно - в высокодоходные бумаги, недвижимость, акции транснациональных нефтяных компаний.  На тот момент времени  заявлялось, что Фонд будущих поколений на 1 января 2008 г. достигнет 771 млрд. руб., после чего его рост прекратится, а к 2019 г. фонд может быть исчерпан. Министерство финансов долгие годы последовательно табуировало1 какое-либо расходование средств стабилизационного фонда внутри России, объясняя это угрозой инфляции.

     Послание  Президента формально сохраняло  эту конструкцию, но содержательно  внесло в нее существенные коррективы. Путин подтвердил разделение нефтегазового  фонда на три части. Это резервный фонд (функции минимизация рисков экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители, поддержание макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией), трансферт федеральному бюджету для выполнения масштабных социальных программ и Фонд будущих поколений (фонд сбережений) или  Фонд национального благосостояния. В него зачисляются все остальные нефтегазовые доходы. Концепция именно этой части стабилизационного фонда подверглась наиболее явной ревизии:

  1. Фонд сбережений выполняет функцию сбережения части нефтегазовых доходов для будущих поколений и обеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочном временном горизонте;2
  2. средства этого фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики. Должны работать на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.3

     Путиным было не только предложено новое название фонда будущих поколений, но и  сформулированы его качественно  иные функции. Не только снят запрет на расходование накоплений внутри страны, но и предложены конкретные направления  использования его ресурсов:

  1. Капитализация институтов развития (Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий). На эти цели предполагалось уже в 2007 г. потратить 300 млрд. руб., предусмотрев дальнейшие ассигнования в будущем. По мнению Путина, институты развития должны финансировать проекты, посвященные решению следующих задач: устранение инфраструктурных ограничений роста, повышение эффективности расходования природных ресурсов, модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.
  2. Решение проблем пенсионной системы. Софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан, формирование пенсионного капитала граждан. Путин говорил об удвоении добровольных пенсионных накоплений, чтобы защитить эти средства от обесценивания, они должны инвестироваться с необходимой доходностью и надежностью. В дальнейшем средства Фонда национального благосостояния могут расходоваться, в случае необходимости, и на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

     Фонд  национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после  разделения Стабилизационного фонда  на Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния.

     Фонд  национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого  механизма пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда  национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации.

  1. Формирование и управление средствами Фонда национального благосостояния

     Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

     1) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

     2) вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;

     3) вывозных таможенных пошлин на  газ природный;

     4) вывозных таможенных пошлин на  товары, выработанные из нефти.

     Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

       Объем нефтегазового трансферта  установлен в процентах от  прогнозируемого на соответствующий  год объема валового внутреннего  продукта:

     1) в 2008 году - 6,1%;

     2) в 2009 году - 5,5%;

     3) в 2010 году - 4,5%;

     4) в 2011 и далее – 3,7%.

     После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная  величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния4.

     Другим  источником формирования Фонда национального  благосостояния являются доходы от управления его средствами.

     С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Фонда национального  благосостояния не зачисляются в  Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.5

     Средства  нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния учитываются  на отдельных счетах по учету средств  федерального бюджета, открытых Федеральным  казначейством в Центральном  банке Российской Федерации.

     Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.6

     Целями  управления средствами Фонда национального  благосостояния являются обеспечение  сохранности средств Фонда и  стабильного уровня доходов от его  размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

     Управление  средствами Фонда национального  благосостояния осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального  благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления  отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального  благосостояния порядок привлечения  указанных организаций, а также  требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Управление  средствами Фонда национального  благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

     1) путем приобретения за счет  средств Фонда иностранной валюты  и ее размещения на счетах  по учету средств Фонда национального  благосостояния в иностранной  валюте (долларах США, евро, фунтах  стерлингов) в Центральном банке  Российской Федерации. За пользование  денежными средствами на указанных  счетах Центральный банк Российской  Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского  счета;

Информация о работе Фонд национального благосостояния