Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ и рекомендации по их увеличению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
1.1 Экономическая сущность доходов бюджетов и их классификация
1.2 Налоговые и неналоговые доходы
1.3 Формирование доходов бюджетов РФ
2. Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ за 2008- 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы
3. Рекомендации по увеличению доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Заключение
Список литературы
Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
1.1 Экономическая сущность доходов бюджетов и их классификация
1.2 Налоговые и неналоговые доходы
1.3 Формирование доходов бюджетов РФ
2. Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ за 2008- 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы

Работа состоит из  1 файл

План курсовой работы.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Пропорции распределения налогов и порядок  бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Бюджетный кодекс вводит как обязательное условие возможное увеличение нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год, однако механизм реализации этой нормы до настоящего времени еще четко не установлен.

     б) Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы.

     Наиболее  важными из "иных неналоговых  доходов" являются:

  • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Особо следует отметить, что федеральные  органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.

     Рассмотрим  подробнее основные виды неналоговых доходов:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности, приносящей доход (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду государственного имущества, проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств, доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства, перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации, прочие поступления от использования государственного имущества или от деятельности, приносящей доход);
  • доходы от продажи принадлежащего государству имущества (поступления от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, продажи принадлежащих государству акций предприятий, доходы от продажи принадлежащих государству квартир, производственных фондов, транспортных средств, иного оборудования);
  • поступления от капитальных трансфертов из негосударственных источников (от резидентов и нерезидентов).
  • административные платежи (поступления в связи с ^осуществлением таможенного контроля и за проведение таможенных процедур,  сборы, взимаемые ГМБДД, прочие платежи, взыскиваемые государственными учреждениями :3а выполнение определенных функций);
  • штрафные санкции (взыскания с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей, поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий, санкции за нарушение порядка применения цен, административные штрафы и иные санкции, доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (поступление средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности).

     в) Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

  • от нерезидентов;
  • от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления):
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных предприятий и учреждений;
  • от наднациональных организаций.

     Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенные законом (решением) о бюджете.

     Поскольку бюджетная классификация рассчитана на всю бюджетную систему страны, то соответственно в ней отсутствует подразделение на источники бюджетных доходов различных уровней. Такое разделение устанавливается либо законом о федеральном бюджете, либо законом о налоговой системе Российской Федерации.3 

1.3 Формирование доходов бюджетов РФ  

     а) Формирование федерального бюджета за счет налоговых источников дохода.

     Согласно  Налоговому кодексу РФ к федеральным  налогам и сборам отнесены: налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экономический налог, федеральные лицензионные сборы.

     НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций  и налог на доходы с физических лиц или подоходный налог являются регулирующими, т. е. эти виды налогов участвуют в формировании всех бюджетов на основании российского законодательства. Единый социальный налог в полном объеме своих отчислений формируют государственные внебюджетные фонды.

     Анализ  формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального

бюджета.

     б) Формирование федерального бюджета за счет неналоговых источников дохода.

     К неналоговым источникам дохода формирования федерального бюджета относятся:

     • средства государственной собственности;

     • средства, полученные от деятельности государства;

     • средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

     Средствами  государственной собственности  являются:

     • имущество, принадлежащее на праве  собственности РФ и составляющее федеральную собственность (отрасли промышленности, предприятия, здания, драгоценности, изделия и т. д.);

     • земля и природные ресурсы, находящиеся  в государственной (федеральной) собственности;

     • имущество, приватизация которого запрещена  законом (не может быть продано), и, следовательно, государство само извлекает из него доход, поступающий в бюджет;

     • имущество, которое закрепляется в  государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления и подлежит продаже в собственность другим лицам;

     • имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с установлением запрета на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами, а также в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц;

     • имущество, которое приватизируется на основании решений Правительства РФ (передается другим лицам или предприятиям);

     • имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) на основании решений федеральных  органов исполнительной власти, в  компетенции которых находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

     Государство как собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации.

     Имущество, земля и природные ресурсы  могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в  собственных интересах, переданы в  аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов. В соответствии с законодательством РФ государственное имущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.

     Денежные  средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

     Доходы  от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, подразделяются на следующие виды доходов:

1. Поступления  от приватизации организаций  (предприятий);

2. Поступления  от продажи государством принадлежащих  ему акций по организациям (предприятиям);

3. Доходы от продажи квартир;

4. Доходы  от продажи государственных производственных  и непроизводственных фондов, транспортных  средств и другого оборудования

5. Доходы  от реализации государственных  запасов;

6. Доходы  от продаж земли и нематериальных  активов;

7. Доходы, полученные государством в бюджет от штрафных санкций, административных платежей, возмещений ущерба и т. д.,

     Доходы  от имущества, находящегося в государственной  собственности, или от его деятельности подразделяются на следующие виды доходов:

1. Доход  от имущества, находящегося в федеральной собственности;

2. Доходы, полученные государством от дивидендов  по акциям, принадлежащим государству по данному виду имущества;

3. Доход,  полученный от сдачи в аренду  имущества, находящегося в государственной  собственности;

4. Доходы, полученные от процентов по  размещенным, в кредитных организациях, временно свободных средств бюджета;

5. Доходы, полученные государством от оказания  услуг другим организациям;

6. Доходы, полученные государством от прибыли  ЦБ РФ и перечисленные в госбюджет в соответствии с законодательством РФ, и др.

     Доходы, поступающие в федеральный бюджет от других источников (деятельности):

1. За выдачу лицензий на право деятельности по различным источникам (лицензионный сбор);

2. За  пользование лесным фондом (платы за древесину, отпускаемую на корню) или перевод лесных земель в нелесные, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;

3. Плата  за негативное воздействие на  окружающую среду;

4. Платы  за консульские сборы (патентные  пошлины, предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним);

       Доходы, поступающие в федеральный  бюджет от безвозмездных перечислений, подразделяются на следующие виды доходов:

     • доходы, поступающие в бюджет от государственных организаций;

     • доходы, поступающие в бюджет от наднациональных организаций;

     • доходы, поступающие от юридических  и физических лиц в виде пожертвований.

     Кроме неналоговых и налоговых доходов, формирующих федеральный бюджет, для покрытия бюджетного дефицита используются внутренние и внешние заимствования. К таким источникам относят облигации государственного сберегательного займа, государственные краткосрочные облигации. Источниками внешних заимствований являются кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм.

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся:

     • налог на имущество организаций;

     • государственная пошлина;

     • транспортный налог;

     • налог на игорный бизнес;

     • региональные лицензионные сборы.

     Регулирующие  налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

   • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акциизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ — 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);

Информация о работе Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ и рекомендации по их увеличению