Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:23, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы изучение федерального бюджета и проблем его формирования.
Исходя из цели, задачами работы являются:
определение значения и особенностей формирования федерального бюджета в федеративном государстве;
характеристика механизма формирования федерального бюджета;
рассмотреть принципы исполнения бюджета;
дать общую характеристику Федерального бюджета.
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социально – экономическое значение и природа
Федерального бюджета…………………………………………… 5
1.1 Сущность, функции и роль Федерального бюджета………. 5
1.2 Особенности формирования Федерального бюджета……… 7
Глава 2. Характеристика механизма формирования
Федерального бюджета…………………………………………… 9
2.1 Организационно-правовые основы формирования
Федерального бюджета…………………………………………… 9
2.2 Состав доходов Федерального бюджета……………………. 15
2.3 Классификация расходов Федерального бюджета…………. 17
2.4 Принципы исполнения Федерального бюджета……………. 22
Глава 3. Проблемы формирования Федерального бюджета РФ в условиях
мирового кризиса………………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………… 29
Список используемых источников и литературы. ……………. 31
Во второй половине 2008 года темпы экономического роста в России значительно замедлились из-за мирового финансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньше налоговых поступлений от бизнеса. Кроме того, на мировом рынке упали цены на нефть, а правительство вынуждено было увеличить траты, чтобы справиться с последствиями кризиса в российской банковской системе и экономике в целом. Влияние мирового кризиса вызывает необходимость пересмотра всех доходных поступлений в бюджет.
Следующей проблемой в области доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мировая экономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36%15.
В Бюджетном послании16 четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок...».
Реализация этого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом. Однако структура нового трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы в основном остается инерционной.
Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.
Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планы не пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Даже если цена на нефть упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния - в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильную устойчивость бюджета17.
Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.
Первичный дефицит федерального бюджета России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона рублей.
Ранее сообщалось, что дефицит бюджета был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогда государство потратило приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чем получило.
До осени 2008 года Минфин каждый месяц отчитывался о профиците бюджета. Этому способствовал устойчивый экономический рост и увеличение цен на нефть на мировых рынках, из-за чего экспортные пошлины на нефть в России постоянно росли.
Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.
Президент России Д. Медведев 30 декабря подписал сразу несколько законов, направленных на стабилизацию дел в экономике страны. В частности, президент одобрил поправки в бюджет на 2009-2011 годы, которые позволят упростить доступ к государственным гарантиям, а также финансировать меры, направленные на борьбу с безработицей.
Кроме того, Дмитрий Медведев подписал закон о повышении той части ставки налога на прибыль, которая пойдет в бюджеты регионов, а не в федеральный бюджет. Теперь регионам будет отдаваться 18 процентов, а не 17,5 процента. Федеральный бюджет будет забирать себе не 2,5, а 2 процента.
Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минфину внести изменения в бюджет 2009 года исходя из мировой цены на нефть в 41 доллар за баррель. «Минфин должен будет внести необходимые изменения в текущий бюджет на 2009 год исходя из цены на нефть в 41доллар за баррель», - заявил Путин 19 января на заседании Президиума правительства18.
Кроме того, по словам Кудрина,
правительственная комиссия по бюджетным
проектировкам в феврале
При наибольших расходах дефицит бюджета составит 7,6 процента ВВП, а при более позитивном - 7 процентов ВВП, или 3,1 и 2,9 триллиона рублей соответственно. Сейчас в бюджете на 2009 год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы - в размере 9,025 триллиона рублей.
По прогнозам
По оценке Министерства финансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составить до 4 триллионов рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель. Кроме того, на величину дефицита окажут влияние и антикризисные меры, предпринимаемые правительством. Приемлемым дефицит станет только в 2010 году и составит около пяти процентов ВВП, а в 2011-м - три процента ВВП. В 2009 г. дефицит бюджета по оценкам составит чуть больше 6 %.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены сущность федерального бюджета, его функции, рассмотрены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета, дана общая характеристика бюджета.
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В любой стране
государственный бюджет –
Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.
Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Федеральный бюджет, показывает
размеры необходимых
В среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста. Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения.
Однако разразившийся кризис изменил приоритеты национальной экономики на ближайшие годы. Основная задача бюджетной политики в таких условиях это своевременно и оперативно среагировать на изменение приоритетов в экономики, на существенной сокращение доходов бюджета и рост расходов, при условии продолжения развития курса социального развития страны. Такова задача бюджета на ближайшие годы.
Список используемых источников и литературы
1 Бюджетная система РФ /Под ред. В.А. Парыгиной, К. Браун. М.: Эксмо, 2007.
2 Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. - М: ЮНИТИ, 2004 г.
3 Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. Издательство: Дашков и Ко, 2008 г.
4 Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России - М.: КНОРУС, 2007.
5 Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации. Издательство: Дашков и К, 2009 г.
6 Постановление Правительства №1010 от 29.12.2007.
7 Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
8 Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
9 Бюджетный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/
10 Парыгина В.А., Браун К.И. Бюджетная система РФ М.: Эксмо, 2007 г.
11 Комментарий к Бюджетному Кодексу Российской Федерации (постатейный)./ под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009.
12 Парыгина В.А., Браун К.И. Бюджетная система РФ М.: Эксмо, 2007.
13Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2008. – № 43.
14 О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
15 Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/
16Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.
17 Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.
18 Сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/
19Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.
Информация о работе Формирование федерального бюджета в современных условиях