Государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..2
2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….4
3. Инструменты финансового регулирования………………………………….6
Доходы государственного сектора……………………………………………...9
Расходы государственного сектора……………………………………………10
Дефицит государственного сектора…………………………………………...13
Методы финансирования бюджетного дефицита…………………………….15
4. Заключение…………………………………………………………………...19
5. Список использованной литературы………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Бюджет контр.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

 

 

                                     Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………..2

2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….4

3. Инструменты финансового регулирования………………………………….6

Доходы государственного сектора……………………………………………...9

Расходы государственного сектора……………………………………………10

Дефицит государственного сектора…………………………………………...13

Методы финансирования бюджетного дефицита…………………………….15

4. Заключение…………………………………………………………………...19

5. Список использованной литературы………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего  экономические отношения в обществе.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

- раскрытие содержания  государственного бюджета как  основы финансовой системы, его  функций;

- рассмотрение источников  формирования и направлений расходования  средств государственного бюджета;

- определение роли  государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Основу системы государственного регулирования социально-экономических  процессов составляют отношения  по поводу перераспределения расходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная распределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет. Наличие бюджетной сферы стоимостного распределения, как составной органической части финансов, обусловлено потребностями развития производства всех отраслей национальной экономики и социальной сферы. Ведь для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство. С его возникновением и развитием органически связано существование и развитие бюджета.

             Государственный бюджет представляет  собой централизованный фонд  денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства.  Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

    (1) вмешательство  в экономику;

    (2) поддержание  государственного аппарата управления;

    (3) правоохранительные  органы и судоустройство;

    (4) медицина, здравоохранение  и образование;

   (5) оборона страны.

             Все эти функции во многом  возможны именно благодаря финансовой  системе. 

 

 

 

 

2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

 

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В приложении 2 перечислены направления деятельности государства, которые обеспечиваются бюджетными средствами.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный  бюджет является инструментом  воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику — предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

2. Государственный  бюджет играет важную роль  в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

3. На современном  этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4. Государственный бюджет  играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения — магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

5. Основная   роль   бюджета   состоит   в   том,   что   он   ежегодно мобилизует    и    концентрирует    денежные    накопления    предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления     обороноспособности     страны,     на    содержание     органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета  далее  заключается  в  том,   что  он  служит  важным  рычагом воздействия   на   развитие   производительных   сил   общества,   ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

6. Государственный (федеральный)  бюджет — это ведущее звено  бюджетной системы. Он играет  важную роль в финансировании  народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

 

3. Инструменты  финансового регулирования.

 

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.

         В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. В современных  условиях перехода к рыночным отношениям государственный бюджет превращается в могучее средство перестройки народного хозяйства, социальной защиты населения и повышения материального и культурного уровня жизни граждан, укрепления обороны и независимости и развития экономических отношений с другими странами.

 

Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной  финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный  централизованный денежный фонд  страны.

3. Бюджет является  выражением экономических денежных  распределительных отношений, т.  е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую  роль. При помощи бюджета государство  активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства.

Госбюджет тесно связан с планом экономического и социального  развития страны, финансовыми планами  отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения  и страхования, балансом денежных доходов  и расходов населения, кредитным  и кассовым планами Центрального банка.

Доходы и расходы  бюджета планируются в зависимости  от показателей экономического и  социального развития страны.

         Удельный вес бюджета в источниках финансирования капитальных вложений постепенно сокращается, так как возрастают собственные источники финансирования самих отраслей и предприятий. Или возьмем расходы бюджета на социально-культурные мероприятия: по народнохозяйственному плану определяются такие показатели, как сеть социально-культурных учреждений, а также контингенты учащихся, количество коек в больницах, причем определяются среднегодовые контингенты и среднегодовое количество коек. При этом надо знать нормы расходов на эти цели, в том числе бюджетные нормы.

На основе финансов отрасли  уточняются данные по налогам с предприятий, объединений, организаций по финансированию отраслей.

Выполнение народнохозяйственных задач невозможно без выполнения бюджета, но и выполнение бюджета  также зависит от выполнения народнохозяйственных задач по объему реализуемой продукции, по полученным накоплениям и т. д.

В процессе бюджетного прогнозирования  и накопления бюджета ведется  систематический финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений и за соблюдением ими режима экономии, выявляются резервы роста производительности труда, повышения эффективности производства.

Значительная часть  доходов населения - зарплата работников непроизводственной сферы, пенсии, пособия, стипендии - выплачивается за счет бюджета  наличными деньгами. Отсюда связь  с кассовым планом Центрального банка, балансом денежных доходов и расходов населения.

Государственный фонд по выплатам пенсий тесно связан с госбюджетом, а также с фондом социального  страхования. Основная масса доходов  этих фондов образуется за счет отчислений из госбюджета республики.

По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении  общественного продукта и национального  дохода.

Бюджетное финансирование имеет целевой характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности  производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.

 

Доходы государственного сектора

 

В целях проведения макроэкономического  анализа в странах с переходной экономикой полезно подразделить статьи дохода на две крупные аналитические категории: налоги, взимаемые с частного сектора, и получаемые из-за рубежа трансферты.

Что касается взимаемых  налогов, то их макроэкономическое влияние  противоположно трансфертам. Хотя внутренняя абсорбция при этом непосредственно и не затрагивается, увеличение налогов косвенно снижает частичную абсорбцию, уменьшая частичный располагаемый доход. Вместе с тем попытки поднять налоги выше традиционного уровня могут привести к широкому распространению таких явлений, как уклонение от уплаты налогов и перенос центра тяжести некоторых видов экономической деятельности на черный рынок.

Зарубежные трансферты в госсекторе также не оказывают  непосредственного влияния на уровень  внутренней абсорбции, если иметь в виду расходы этого сектора. В той мере, в какой ожидаемое в будущем увеличение таких трансфертов побуждает частный сектор пересматривать свою оценку будущих задолженностей по налоговым платежам в сторону понижения, предполагаемый "постоянный" располагаемый доход частного сектора может расти, что имело бы косвенное позитивное влияние на внутреннюю абсорбцию.

Информация о работе Государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества