Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно. Реализация
Получателем
займов могут быть центральные правительства,
республиканские и местные
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Он и осуществляют содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Внешнее финансирование позволяет государству получать дополнительные финансовые ресурсы сверх того, что может произвести его собственная экономика. Поэтому проблема внешнего долга и управления им становиться актуальной для испытывающего острую потребность во внешних заимствованиях государства.
Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах:
-
синдицированные банковские
- еврозаймы;
-
кредиты международных
- межправительственные кредиты;
- частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты)(11).
Основными механизмами сокращения внешней задолженности могут стать:
- выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг;
-
обмен долга на акционерный
капитал (своп) – предоставление
иностранным банкам
-
замена существующих долговых
обязательств новыми
Крупнейшими международными кредитными организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Парижский клуб, Лондонский клуб, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.
Регулирование
задолженности перед
Лондонский
клуб кредиторов занимается урегулированием
задолженности стран перед
Токийский долговой клуб занимается вопросами урегулирования коммерческой торговой задолженности.
Важным условием для получения Россией кредитов промышленно- развитых стран стало её членство в МВФ. Вступление России в Парижский клуб имело также положительное значение для неё. Если раньше, выступая кредитором, Россия самостоятельно решала вопросы, связанные с задолженностью, то теперь её интерес отстаивают международные финансовые организации.
В последние годы существования СССР руководство страны во главе с М.С.Горбачевым в связи с экономическими трудностями осуществило крупные внешние заимствования. Они использовались для финансирования импорта продовольствия и других потребительских товаров, а также машин и оборудования. За шесть лет – с 1985 по 1991 гг. – государственный внешний долг Советского Союза увеличился более чем в три раза: с 31 до 96,9 млрд.долл.
В
конце 1991 года, когда Советский Союз
переживал глубочайший
Договор о правопреемстве внешнего долга и активов Советского Союза подписали 8 бывших Советских республик. Фактически внешний долг в 1992 году начала обслуживать только Россия. Российская Федерация приняла решение о единоличной ответственности по долгу бывшего СССР и получила согласие на это стран-членов Парижского клуба кредиторов.
В качестве должника Россия имеет отношения с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, входящими в основном в Парижский клуб; коммерческими банками или Лондонским клубом кредиторов; коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.
В 90-е гг. при переходе к рыночной экономике российское государство само стало прибегать к внешним заимствованиям. На начало 2011 года внешний долг, возникший у самой России, или новый долг, составил почти 50 млрд. долл., а общий объем внешнего долга превысил 158 млрд. долл.
Таблица 1 – Структура государственного внешнего долга РФ на начало соответствующего года, млрд. долл.
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Весь
долг (включая обязательства |
112,5 | 120,4 | 123,5 | 156,6 | 158,4 |
Задолженность странам участницам Парижского клуба | 34,8 | 50,2 | 49,6 | 48,5 | 48,6 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб | 33,0 | 18,1 | 14,9 | 20,4 | 19,6 |
Коммерческая задолженность | 36,2 | 40,7 | 35,8 | 36,1 | 37,8 |
Задолженность перед МФО | 3,5 | 11,4 | 18,7 | 22,2 | 19,4 |
Еврооблигационные займы | - | - | 4,5 | 16,0 | 15,6 |
ОВГВЗ и ОГВЗ | - | - | - | 11,1 | 11,1 |
Задолженность по кредитам Банка России | - | - | - | 2,3 | 6,4 |
Главной причиной роста внешнего долга России стала несбалансированность государственных бюджетов в 2001-2009 гг. дефицит бюджетов Российской Федерации в значительной мере финансировался за счет внутренних и внешних заимствований. Рост долга России был обусловлен необходимостью обслуживания долговых обязательств бывшего СССР и собственных накопленных долгов.
Самый
большой прирост
С
1992 года Россия начинает пользоваться
значительными кредитами
Всего за период 1992-2011 гг. было предоставлено МВФ и использовано Россией кредитов на сумму 22 млрд. долл.
С начала 90-х годов российское правительство получало внешние займы и гарантии от Всемирного банка, при этом, в основном, оно сотрудничало с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) – головным банком, входящим в группу Всемирного банка. За период с 1992 до 2011 г. МБРР предоставил России займов и гарантий на сумму более 11 млрд. долл., в том числе 6 млрд. долл. – бюджетозамещающие займы и 5 млрд. долл. – займы на реализацию инвестиционных проектов и проектов технического содействия структурным реформам.
Кредиты МБРР, предоставляемые России, выдавались на срок 17 лет. По пяти проектам кредиты были предоставлены на льготных условиях – под 3,5% годовых.
Привлечение внешних заемных средств Россией в 2009-2010 гг. не привело к стабилизации экономики, ибо отсутствовали настоящие рыночные реформы, Правительство России не имело четкой стратегии по анализу и отбору предлагаемых кредитов.
В 2009-2010 гг. внешний долг России по отношению к ВВП превысил критический уровень на 50%, но с 2011 года начался процесс активного гашения долга и его обслуживания. Уже в 2011 г. внешний долг России к ВВП составлял 45,3%.
В настоящее время внешний долг России в основном урегулирован, и большая доля его приходится на задолженность развитым странам, а также рыночную задолженность, выраженную в еврооблигациях. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия, Франция, Япония.
В связи с повышением мировых цен на нефть и другие энергоносители в 2009-2010 гг. произошло серьезное улучшение платежных позиций и валютного положения России. Если в начале 2009 г. золотовалютные резервы России обеспечивали менее 22% объема государственного внешнего долга, то к началу 2011 г. коэффициент обеспечения поднялся до 124%.
Государственный внешний долг Российской Федерации, включающий долги федеральных органов управления, субъектов Российской Федерации, органов денежно-кредитного регулирования, сократился за период с начала 2009 г. до начала 2011 г. со 130,2 до 82,4 млрд. долл.
На 1 января 2011 года весь внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) составлял 459,6 млрд.долл. По сравнению с началом 2009 года он возрос в 2,85 раза. При этом рост внешнего долга происходил за счет заимствований частного сектора при сокращении задолженности государственного сектора.
Профицитный бюджет, наличие у России Стабилизационного фонда, устойчивое положительное сальдо платежного баланса, высокий уровень золотовалютных резервов Банка России позволяют своевременно осуществлять обслуживание и погашение внешнего долга.
Таким
образом, быстрый рост международного
кредита является неизбежным результатом
интернационализации
2.2 Внутренний государственный долг Российской Федерации
Одной из основных проблем российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний государственный долг.
В самом начале рыночных реформ дефицит федерального бюджета финансировался главным образом за счет прямого кредитования Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством было принято решение о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных государственных облигаций. На еженедельных аукционах размещались новые выпуски государственных ценных бумаг, доход от которых направлялся на финансирование дефицита бюджета, а участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так и Центробанк РФ. Вплоть до 1996 г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения избыточной рублевой массы с целью снижения давления на валютный рынок и инфляции.
Учитывая высокую доходность на данном сегменте рынка, а она в определенные отрезки времени превышала 200% годовых в реальном исчислении (за вычетом инфляции), внутренний долг возрастал в геометрической прогрессии и его обслуживание к середине 1996 г. превратилось в серьезную проблему: государственные заимствования требовали значительно больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения, при этом возможность внешних заимствований оставалась весьма ограниченной. Для решения данной проблемы был найден вполне логичный выход - в 1996 г. на данный сегмент был разрешен доступ внешним инвесторам. Вполне естественно, что зарубежные инвесторы, ориентированные на доходность в 18-20% в долларах США, присущую развивающимся рынкам, сочли российские госбумаги привлекательными инструментами, и в скором времени доля внешних инвестиций достигла 30% от объема рынка, а доходность снизилась до 17-19% годовых. Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего госдолга позволил снизить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга и облегчить получение кредитов для реального сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков.