Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:47, автореферат
Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Значение неналоговых доходов в российской экономике………………...5
1.1 Понятие доходов бюджетов ………………………………………………...5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ………………….............8
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета……………………………………12
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)……….......................................................................................................15
2. Анализ неналоговых доходов Федерального бюджета РФ……………...17
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета……………….17
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета ……………...21
3. Пути совершенствования неналоговых доходов………………………....24
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………...28
Все безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований обязательно аккумулируются в бюджете.
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.
Во всех странах большую часть доходов всех бюджетов составляют налоги.
В Центральных и Европейских странах доля налогов 80 - 90%, в США - 95%. В территориальных и местных бюджетов налоги составляют более 50%.
Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена:
государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.
Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%).
К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.
Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов.
Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджеты 50 штатов – членов федерации;
3. Бюджетов 12,7 тыс. административных,
хозяйственно-
Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов. Соответственно доля неналоговых доходов составляет порядка 10%.
Таможенные пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.
К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц.
В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих органов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов.
Основную долю
в структуре неналоговых
Можно отметить, что по неналоговым доходам местных бюджетов зарубежных стран наблюдается следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых доходов из общей суммы доходной части, Франции – 15%, Германии порядка 31%, Англии – 34%.1
Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.
Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном бюджете отражены в таблице 1.
Таблица 1 Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.
Статьи дохода |
2005 год |
2006 год |
2007 год | ||||||
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ | |
ИТОГО ДОХОДОВ |
7847,5 |
4979,7 |
2867,8 |
9791,7 |
6170,4 |
3621,3 |
10741,2 |
6965,3 |
3775,9 |
Налоговые доходы |
5171,5 |
3056 |
2115,5 |
6179,7 |
3572,4 |
2607,3 |
7059,8 |
4243,7 |
2816,1 |
Неналоговые доходы |
2092 |
1840,5 |
251,5 |
2893,5 |
2573,9 |
319,6 |
3003 |
2721,6 |
281,4 |
Безвозмездные перечисления |
527,2 |
83,2 |
444 |
634,7 |
24,1 |
610,6 |
586,1 |
586,1 | |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
56,8 |
56,8 |
84,5 |
0,8 |
83,7 |
84,2 |
0,5 |
83,7 |
В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.
Таблица 2 Структура доходов консолидированного бюджета РФ, %
Статьи дохода |
2005 год |
2006 год |
2007 год | ||||||
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ |
КБРФ |
ФБ |
КБСРФ | |
ИТОГО ДОХОДОВ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налоговые доходы |
65,9 |
61,4 |
73,8 |
63,1 |
57,9 |
72,0 |
65,7 |
60,9 |
74,6 |
Неналоговые доходы |
26,7 |
37,0 |
8,8 |
29,3 |
41,3 |
8,8 |
27,9 |
39,0 |
7,5 |
Безвозмездные перечисления |
6,7 |
1,7 |
15,5 |
6,5 |
0,4 |
16,9 |
5,5 |
0,0 |
15,5 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,7 |
0,0 |
2,0 |
0,9 |
0,0 |
2,3 |
0,8 |
0,0 |
2,2 |
На рис. 1. представим структуру доходов консолидированного бюджета в общем виде.
Рис. 1 Структура доходов консолидированного бюджета РФ.
Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. При этом, доля доходов консолидированного бюджета РФ занимает более 65%, и уменьшается за анализируемый период.
Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2005 году, до 60,9% в 2007 году.
Следует отметить рост
в структуре доходов