Государственные и мунициапльные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:47, автореферат

Описание

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Значение неналоговых доходов в российской экономике………………...5
1.1 Понятие доходов бюджетов ………………………………………………...5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ………………….............8
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета……………………………………12
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)……….......................................................................................................15
2. Анализ неналоговых доходов Федерального бюджета РФ……………...17
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета……………….17
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета ……………...21
3. Пути совершенствования неналоговых доходов………………………....24
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Неналоговые доходы федерального бюджета РФ.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

          Все безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований обязательно аккумулируются в бюджете.

1.3 Состав неналоговых  доходов бюджета

Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондопоступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

Состав  неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

    1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

     • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

     • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

     • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

    • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

    • другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

    2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

    • средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

    • средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

    • доходы от реализации государственных запасов и резервов;

    • доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

    • иные доходы.

    3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

    4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

     5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     6. Иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

1.4 Зарубежный  опыт формирования доходной части  (в части неналоговых доходов)

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

Во всех странах большую  часть доходов всех бюджетов составляют налоги.

В Центральных и Европейских  странах доля налогов 80 - 90%, в США - 95%. В территориальных и местных бюджетов налоги составляют более 50%.

Финансовая система  Великобритании включает в себя четыре традиционных звена:

государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных  предприятий.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%).

К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной  собственности, административные взыскания  и др.

Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов.

Бюджетное устройство США  является федеративным и состоит  из трёх уровней:

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджеты 50 штатов  – членов федерации;

3. Бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских,  культурно-просветительских и других  местных подразделений (графств,  муниципалитетов, тауншипов и  т.п.).

Доля налоговых поступлений  в общей сумме поступлений  бюджета США колеблется на уровне 90 процентов. Соответственно доля неналоговых  доходов составляет порядка 10%.

Таможенные пошлины  и многочисленные прочие источники  вносят гораздо меньший вклад  в доходную часть американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.

К неналоговым доходам  региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящихся в муниципальной  собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц.

В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют  и такие поступления из вышестоящих  органов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство  имеет возможность покрывать  дефицит местных бюджетов.

Основную долю в структуре неналоговых доходов  местных бюджетов зарубежных стран составляют доходы от государственной собственности муниципалитетов.

Можно отметить, что по неналоговым доходам местных  бюджетов зарубежных стран наблюдается  следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых доходов из общей суммы доходной части, Франции – 15%, Германии порядка 31%, Англии – 34%.1

2. Анализ неналоговых  доходов федерального бюджета  РФ

2.1 Динамика  неналоговых доходов Федерального  бюджета

 

Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Большинство неналоговых  платежей имеет сравнительно небольшой  удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

Роль и значение неналоговых  доходов в консолидированном  бюджете  отражены в таблице 1.

Таблица 1 Доходы  консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.

 

 

Статьи дохода

2005  год

2006  год

2007 год

 

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

ИТОГО ДОХОДОВ

7847,5

4979,7

2867,8

9791,7

6170,4

3621,3

10741,2

6965,3

3775,9

Налоговые доходы

5171,5

3056

2115,5

6179,7

3572,4

2607,3

7059,8

4243,7

2816,1

Неналоговые доходы

2092

1840,5

251,5

2893,5

2573,9

319,6

3003

2721,6

281,4

Безвозмездные перечисления

527,2

83,2

444

634,7

24,1

610,6

586,1

 

586,1

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

56,8

 

56,8

84,5

0,8

83,7

84,2

0,5

83,7


 

 

В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей  сумме доходной части консолидированного бюджета.

Таблица 2 Структура доходов  консолидированного бюджета РФ, %

Статьи дохода

2005  год

2006  год

2007 год

 

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

ИТОГО ДОХОДОВ 

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Налоговые доходы

65,9

61,4

73,8

63,1

57,9

72,0

65,7

60,9

74,6

Неналоговые доходы

26,7

37,0

8,8

29,3

41,3

8,8

27,9

39,0

7,5

Безвозмездные перечисления

6,7

1,7

15,5

6,5

0,4

16,9

5,5

0,0

15,5

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

0,7

0,0

2,0

0,9

0,0

2,3

0,8

0,0

2,2


          На рис. 1.  представим структуру доходов консолидированного бюджета в общем виде.

Рис. 1 Структура доходов  консолидированного бюджета РФ.

Следует отметить, что  наибольший удельный вес занимают налоговые  доходы. При этом, доля доходов консолидированного бюджета РФ занимает более 65%, и уменьшается за анализируемый период.

Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2005 году, до 60,9% в 2007 году.

Следует отметить рост  в структуре доходов неналоговых  доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.

Информация о работе Государственные и мунициапльные финансы