Основными
задачами Фонда являются:
- обеспечение
гарантированных государством пособий;
- участие в
разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального
страхования;
- осуществление
мер для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда, в том числе создание резерва;
- частичное
содержание санаториев-профилакториев,
и различных санаторных и оздоровительных
лагерей для детей;
- разработка
совместно с Министерством труда и социального
развития РФ предложений о размерах тарифа
страховых взносов на государственное
социальное страхование;
Средства
ФСС образуется за счет страховых
взносов работодателей и граждан,
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, а также осуществляющих
трудовую деятельность на иных условиях
и имеющих право на обеспечение
по государственному социальному страхованию
(примерно 92% от общей суммы доходов); доходов
от инвестирования части временно свободных
средств фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады в пределах
средств, предусмотренных бюджетом на
соответствующий период, а также ассигнований
из республиканского бюджета РФ и добровольных
взносов физических и юридических лиц.
Средства фонда используются только на
целевое финансирование мероприятий.
Не допускается зачисление средств социального
страхования на личные счета застрахованных.
Для
обеспечения деятельности ФСС создан
центральный аппарат, а в региональных
отраслевых отделениях - аппараты органов
ФСС. При ФСС образуется Правление,
при региональных отделениях - координационные
советы. Руководство деятельностью
ФСС осуществляется его Председателем,
возглавляющим центральный аппарат Фонда.
Отделением руководит управляющий. Фонд,
его региональные отделения являются
юридическими лицами.
Средства
для государственного социального
страхования хранятся на текущих
и транзитных счетах Фонда и его исполнительных
органов, открываемых в учреждениях ЦБ
РФ. Для хранения и учета средств для социального
страхования Фонду, его отделениям открываются
текущие счета, филиалам отделений Фонда
— транзитные и текущие счета.
Финансовые
отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются
ежеквартально. Контроль за полнотой и
своевременностью начисления и уплаты
страховых взносов и иных платежей осуществляется
Фондом совместно с Государственной налоговой
службой России, а за рациональным расходованием
этих средств в организациях — Фондом
с участием профессиональных союзов.
Фонды
обязательного медицинского
страхования
ФОМС
предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы
обязательного медицинского страхования.
Финансовые
средства фонда формируются за счет
отчислений страхователей на обязательное
медицинское страхование.
Обязательное
медицинское страхование - составная
часть государственного социального
страхования и обеспечивает всем
гражданам РФ равные возможности в
получении медицинской и лекарственной
помощи за счет средств обязательного
медицинского страхования.
Основными
задачами Федерального и территориальных
фондов в системе обязательного
медицинского страхования являются:
- обеспечение
реализации Закона РФ "Об обязательном
медицинском страховании граждан РФ";
- обеспечение
предусмотренных законодательством РФ
прав граждан;
- участие в
разработке и осуществлении государственной
финансовой политики;
- обеспечение
ее финансовой устойчивости.
Для
выполнения этих задач в области финансовой
политики и финансирования Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования:
- осуществляет
выравнивание условий деятельности территориальных
фонда по обеспечению финансирования
программ обязательного медицинского
страхования;
- проводит
финансирование целевых программ в рамках
обязательного медицинского страхования;
- вносит в
установленном порядке предложения о
страховом тарифе на обязательное медицинское
страхование;
- осуществляет
набор и анализ информации о финансовых
ресурсах системы обязательного медицинского
страхования;
- участвует
в создании территориальных фондов обязательного
медицинского страхования;
- осуществляет
контроль над использованием финансовых
средств системы;
- аккумулирует
финансовые средства Федерального фонда.
Территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
в области финансово-кредитной деятельности
и контроля над рациональным использованием
финансовых средств в системе обязательного
медицинского страхования осуществляют
следующие основные функции:
- аккумулируют
финансовые средства территориальных
фондов;
- осуществляют
финансирование обязательного медицинского
обслуживания, проводимого страховыми
медицинскими учреждениями;
- проводят
финансово-кредитную деятельность по
обеспечению системы обязательного медицинского
страхования;
- выравнивают
финансовые ресурсы городов и районов,
направляемые на проведение обязательного
медицинского страхования;
- совместно
с органами государственной налоговой
службы РФ осуществляют контроль за своевременным
и полным поступление в территориальный
фонд страховых взносов, а также за рациональным
использованием поступивших финансовых
средств;
- согласовывают
совместно с органами исполнительной
власти, профессиональными медицинскими
ассоциациями тарификацию стоимости медицинской
помощи, территориальную программу обязательного
медицинского страхования населения,
вносят предложения о финансовых ресурсах,
необходимых для ее осуществления, о тарифах
на медицинские и иные услуги по обязательному
медицинскому страхованию. Финансовые
средства Федерального и территориального
фондов обязательного медицинского страхования
образуются за счет:
- часть страховых
взносов предприятий и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности
на обязательное медицинское страхование
в размерах, устанавливаемых законодательством
РФ;
- взносы территориальных
фондов на реализацию совместных программ;
- ассигнования
из федерального бюджета на выполнение
республиканских программ обязательного
медицинского страхования;
- добровольные
взносы;
- доходы от
использования временно свободных финансовых
средств;
- нормированные
страховые запасы финансовых средств
Федерального и территориальных фондов
- средства,
предусматриваемые органами исполнительной
власти в соответствующих бюджетах на
обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
Государственный
фонд занятости населения
РФ
Государственный
фонд занятости населения РФ (ГФЗН
РФ) образован в соответствии с
Законом РСФСР от 19.04.91 г. “О занятости
населения РСФСР” и предназначен
для аккумуляции страховых взносов,
поступлений из бюджетной системы и финансирования
мероприятий, связанных с разработкой
и реализацией государственной политики
занятости населения. Средства ГФЗН РФ
находятся в оперативном управлении и
распоряжении Федеральной службы занятости.
Фонды занятости не имеют статуса юридического
лица. Средства фонда не входят в бюджетную
систему, имеют строго целевой характер
и при их недоиспользовании в отчётном
году изъятию не подлежат.
ГФЗН
РФ представляет собой взаимосвязанную
трёхуровневую систему, включающую
фонды занятости в городах и районах, на
базе которых функционируют региональные
фонды занятости, образованные в субъектах
РФ и формирующие федеральную часть Фонда.
Источниками
формирования фонда занятости являются:
- Добровольные
взносы юридических и физических лиц,
включая иностранные;
- Доходы от
размещения временно свободных денежных
средств на депозитных счетах Центрального
банка РФ или в государственные ценные
бумаги;
- Прочие поступления
Средства
ГФЗН РФ расходуются на обеспечение
государственных гарантий социальной
поддержки безработных граждан, в том
числе:
- Выплату пособия
по безработице;
- Выплату стипендий
в период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки
по направлению органов службы занятости;
- Возмещение
затрат в связи с добровольным переездом
в другую местность для трудоустройства
по предложению органов службы занятости;
- Оплату в
размере причитающегося пособия по безработице
за счёт средств фонда занятости периода
временной нетрудоспособности граждан,
потерявшим работу и заработок в течение
12 месяцев, предшествовавших официальному
признанию их безработными, но не свыше
30 календарных дней в течение 12-месячного
периода безработицы;
- Выплату пенсии
в связи с досрочным выходом безработных
на пенсию.
Средства
ГФЗН РФ направляются на:
- Финансирование
мероприятий по профессиональной ориентации,
подготовке и переподготовке безработных
граждан, включая содержание учебных заведений
и выплату стипендии обучающимся по направлению
органов службы занятости;
- Организацию
и частичное финансирование общественных
работ;
- Выплаты пособий
по безработице, компенсации материальных
затрат безработным гражданам в связи
с их добровольным переездом в другую
местность по предложению службы занятости,
оказание материальной и иной помощи членам
семьи безработного, находящегося на его
иждивении, а также гражданам, потерявшим
право на пособие по безработице в связи
с истечением установленного законодательством
срока его выплаты, оплату периода временной
нетрудоспособности безработным гражданам;
- Возмещение
затрат Пенсионному фонду РФ в связи с
назначением досрочных пенсий безработным;
- Мероприятия
по сохранению, созданию дополнительных
или новых рабочих мест, по созданию специализированных
рабочих мест для граждан, особо нуждающихся
в социальной защите, по развитию предпринимательской
деятельности безработных граждан;
- Расходы по
анализу рынка труда, расходы в связи с
разработкой баланса трудовых ресурсов
и программ занятости, включая мероприятия
по социальной защищённости различных
групп населения;
- Создание
и содержание информационных систем рынка
рабочей силы и разработку их программного
обеспечения, включая приобретение технических
средств;
- Осуществление
информационно-справочной и рекламно-издетельской
деятельности по вопросам занятости населения;
- Научно-исследовательские
работы по проблемам занятости населения;
- Организацию
международного сотрудничества в решении
проблем занятости населения, включая
вопросы трудовой деятельности граждан
РФ за рубежом и иностранных граждан на
территории РФ;
- Содержание
органов службы занятости и ревизионных
комиссий, включая расходы на социально-бытовое
и мед обслуживание работников по нормам
и нормативам, принятым для структурных
подразделений соответствующих исполнительных
органов власти;
- Проведение
семинаров, совещаний и других организационно-методических
мероприятий.
Заключение
Расширение
деятельности государства привело
к созданию значительного количества
специальных фондов, многие из которых
сохранили свою самостоятельность
даже после создания государственного
бюджета, основанного на объединении различных
фондов. Среди них ведущую роль заняли
социальные фонды. В Российской Федерации
они представлены тремя фондами: Пенсионный
фонд РФ, Фонд обязательного медицинского
страхования и Фонд социального страхования.
Эти фонды носят строго целевое значение
и выполняют определенные функции, возложенные
на них государством.
Так,
Пенсионный фонд РФ создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения; Фонд обязательного
медицинского страхования – для
обеспечения стабильности государственной
системы ОМС; Фонд социального страхования
– для обеспечения государственных гарантий
в системе социального страхования. Каждый
из них формируется в основном за счет
перераспределения Национального дохода,
а именно за счет специальных налогов
и сборов, средств из бюджета и займов.
С
целью объединения и упрощения
отчислений во внебюджетные фонды с
1.01.2001г. был введен единый социальный
налог главой 24 части второй Налогового
кодекса РФ, в котором были консолидированы
взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС. ЕСН составил
35,6% от фонда оплаты труда, причем 28% - в
Пенсионный фонд РФ; 4% - Фонд социального
страхования; 3,6% - Фонд обязательного медицинского
страхования.
В
системе ЕСН также присутствуют
и элементы накопительной пенсионной
системы. А именно 14% подлежат выплате
непосредственно сразу нынешним пенсионерам;
а остальные 14% (в соотношении 11% - 3% и 12%
- 2% в зависимости от возраста и пола) -
взносы на страховую часть трудовой пенсии
и на формирования накопительной части
трудовой пенсии. Именно последнее вызывает
большие споры среди специалистов, так
как чрезвычайно трудно разместить такие
деньги (около 1 млрд. долларов) с целью
их реального прироста, а также при соблюдении
максимальной безопасности в условиях
российской экономики.
Что
касается размеров отчислений в ФОМС –
3,6%, то здесь можно сказать, что сегодня
такой тариф страхового взноса не обеспечивает
финансового покрытия медицинской помощи
населению страны.
Несмотря
и на значительные улучшения в
функционировании ФСС, здесь также
имеются некоторые проблемы, которые связаны
и с неуплатой полностью всех взносов,
и с противоречиями в законодательстве,
и со сложностью расчетов внесения этих
взносов, причем здесь можно сказать, что
эти проблемы актуальны не только для
ФСС, но и остальных внебюджетных фондов.