Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
2. Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
3. Пути совершенствования государственного бюджета…………………28
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..49
Через государственный бюджет, как известно, перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышение эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим, в частности, связанным с освоением космоса и защитой природной среды. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используется налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Социальная функция государственного бюджета заключается в обеспечении финансовыми ресурсами социальной политики государства.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Функции государственного бюджета осуществляется на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Материальной
основой доходов
Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно – экономической формации. Они базируются на финансовых взаимоотношениях между участниками бюджетного процесса. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода.
Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций, к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.
Применительно к Республики Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно – территориальной единицы или республиканскому бюджету.
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.
Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производственных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако в любом случае главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета. Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие – увеличение поступлений. В этом заключаются фискальная и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.
По мнению М. К. Фисенко «…доходы бюджета выражаю экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов» [16, с 100].
По своему материально – вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
К налоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам относятся:
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Безвозмездные
поступления в форме
По мнению М.К. Фисенко «…доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые и др.), но и по другим признакам, а именно:
Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом республики Беларусь.
Регулирующие доходы – это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, установленным при утверждении вышестоящего бюджета:
Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Таблица 2.1
Доходы республиканского бюджета
Наименование статьи доходов |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% | ||||
Налоговые доходы |
15432814951 |
16328164650 |
64,01 |
19572519020 |
63,94 | ||||
Налоги на доходы и прибыль |
16737518180 |
1776516329 |
6,96 |
2256507828 |
7,37 | ||||
Налоги на товары и услуги |
8164251228 |
10385931001 |
40,72 |
12631321611 |
41,26 | ||||
Налоговые доходы
от внешнеэкономической |
1890517654 |
1964582110 |
7,70 |
2381588100 |
7,78 | ||||
Налоги на фонд заработной платы |
612842100 |
633630000 |
2,48 |
- |
- | ||||
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
1456304510 |
1567505210 |
6,15 |
2303101481 |
7,52 | ||||
Взносы на государственное социальное страхование |
7965715423 |
8135917000 |
31,90 |
9915768430 |
32,39 | ||||
|
Окончание таблицы | ||||||||
Наименование статей доходов |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% | ||||
Неналоговые доходы |
839542910 |
1044080434 |
4,09 |
1122795829 |
3,67 | ||||
Доходы от использования имущества, находящиеся в государственной собственности |
217890430 |
356862490 |
1,40 |
784737210 |
2,56 | ||||
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности |
198956434 |
245864636 |
0,96 |
169379403 |
0,55 | ||||
Всего: |
25508162084 |
30611083279 |
Собственная разработка. Таблица составлена на основе закона «О бюджете Республики Беларусь» за 2005,2006,2007 годы.
Одной из важнейших народнохозяйственных задач страны в 2006 – 2010 гг. является рост доходов бюджетов. Основными резервами увеличения доходов бюджетов являются:
По мнению П.Н. Шуляк «…расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям» [17, с. 396].
Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики – промышленность, строительство, образование, науку, здравоохранение и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие осуществляется также косвенным образом – через дотации, субсидии, субвенции и т.п.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию социально – экономических процессов в стране.
Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституций Республики Беларусь социальных прав граждан.
Расходы республиканского
бюджета и местных бюджетов определяются
с учетом программ социально –
экономического развития Республики Беларусь
и соответствующей
В бюджете на очередной финансовый год предусматриваются также ассигнования на обслуживание долговых обязательств.
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение