Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:03, реферат
Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств- государственного бюджета. Государственный бюджет- основа финансовой системы страны.
1.1Экономическая
сущность и функции
государственного
бюджета
Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств- государственного бюджета. Государственный бюджет- основа финансовой системы страны.
Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекс Российской Федерации (далее БК РФ). «Бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Однако в БК РФ бюджету дано слишком общее, узкое определение, характеризующее лишь одну его сторону- как «форму образования и расходования денежных средств…»
В связи с тем, что Россия, по Конституции, является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.
В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного и административно –территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти. Хотя материальное содержание государственного бюджета не является постоянным, так как объем концентрируемых в нем денежных средств меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов, однако экономическая сущность его постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в федеральном и территориальных бюджетах и их использованием, что характеризует бюджет как экономическую категорию.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин а так же при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть дохода населений. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально- культурных мероприятий.
С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой ( законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как м финансовый план государства.
Государственный бюджет как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства и административно- территориальных образований утверждается соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти. Такой финансовой план закрепляют юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый баланс государства, разрабатываемый одновременно с прогнозом социально-Экономического развития как составная его часть. Финансовый баланс призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус- главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых ресурсов и денежных средств.
Государственный бюджет- как основа финансовой системы предназначен с помощью финансовых ресурсов создавать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепление обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода.
Формирование и использование государственного бюджетов Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:
1.
Составление и
использование
Балансовый метод при разработке бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
Понятие бюджета в современной его трактовке- не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения. Но и имеет соответствующее им материально –вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства- федеральном и территориальных (субъектов РФ) бюджетах.
Формирование
государственного бюджета
происходит как на
стадии первичного распределения
национального дохода,
так и в ходе
его перераспределения.
В процессе первичного
распределения национального
дохода государство
получает в свое распоряжение
часть чистого дохода
в форме налогов ( налога
на добавленную стоимость,
акцизов и др.). В результате
перераспределения
в бюджет поступает
часть прибыли экономических
субъектов различных
форм собственности.
1.2.
Функции государственного
бюджета.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присуще две функции- распределительная( перераспределительная ) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и не производственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей экономики.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета выделяются средства на заработную плату работникам, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы ( здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики- авиастроению, космическим программам, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образование и культуры, а так же решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использование усиливается.
Функция контрольная государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства являются: 1) распределение (перераспределение) ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет распределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для Межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств. (Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в организациях( на предприятиях) различных форм собственности сферы материального производства.).
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы.
Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономики при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.