Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание государственного долга, его виды;
охарактеризовать внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь;
определить в чем заключается управление государственным долгом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды …………...… 6
2 Внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь ……... 12
2.1 Внутренний государственный долг: содержание и последствия ………….. 12
2.2 Состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь …….. 14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам ………………………………………………………………...… 19
3.1 Сущность управления государственным долгом ………………………...… 19
3.2 Методы регулирования государственного долга ………………………...… 21
3.3 Состояние валового внешнего долга Республики Беларусь в последние
годы ……………………………………………………………………………...… 22
Заключение ……………………………………………………………………...… 26
Список использованных источников …………………………………………..... 28
Приложение А Абсолютные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг., млн. долларов США ... 30
Приложение Б Относительные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ……………………….... 31
Приложение В Относительные показатели обслуживания валового внешнего
долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

Вторая причина возможного беспокойства по поводу наличия в  экономике государственного долга  заключается в том, что процентные платежи по этому долгу могут стать непомерно большими. Правительству приходится регулярно выплачивать проценты по долгу. Каким образом оно может это делать? Один вариант решения – это увеличить налоги. Однако налогообложение влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так, например, если подоходные налоги снижают само желание работать, то налоги, увеличенные с целью выплатить проценты по долгу, приведут к сокращению выпуска продукции [21, с. 32].

Государственный долг является сравнительно новой правовой категорией и выполняет следующие основные функции:

- Распределительная функция  – позволяет перераспределить  денежные ресурсы в соответствии  с потребностями экономики в  целом и необходимостью поддержки  какого-либо направления социально-экономического развития.

С помощью этой функции  идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо использование  на принципах возвратности, срочности  и платности. В связи с более  быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями, государственные займы, как уже отмечалось, стали в последнее время заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет госдолга, но при погашении задолженностей идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

- Регулирующая функция  – выражается в том, что  государство, вступая в долговые  отношения, воздействует на денежное  обращение, уровень процентных  ставок на денежном рынке капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Таким образом, используя  государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность  проводить ту или иную финансовую политику.

- Контрольная функция  - реализуется в контроле за  целевым и эффективным использованием  заимствованных средств, соблюдением  сроков их возврата и своевременностью  уплаты процентов [14, с. 15].

Следует также отметить, что государственный долг отличается от долговых (кредитных) отношений, возникающих в банковской деятельности. Это отличие состоит, прежде всего, в:

- том, что государственный  долг не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не  какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства;

- непроизводительном  использовании средств (чаще всего  они идут на покрытие дефицита  бюджета), тогда как характерной  чертой банковских отношений  является производительное использование  капитала, позволяющее не только погашать долг, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости  от ежегодных операций государства  по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов (дохода) по ним [19, с. 461].

Государственный долг состоит  из общей накопленной суммы бюджетных  дефицитов (за вычетом бюджетных  излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Рост государственного долга наблюдается практически  во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью  государственных финансов [17, с. 209-210].

Понятие «основной долг»  – это сумма займа (кредита), фактически полученная заемщиком, подлежащая возврату и не возвращенная им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране [24, с. 152].

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты [23, с. 286].

Государственные займы  выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие [17, с. 210].

В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом – номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

По своему экономическому содержанию внутренний государственный  долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний – перед нерезидентами [23, с. 286-287].

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Внешний государственный  долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени [23, с.287].

Таким образом, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как  государственный долг, причины и  последствия его образования, можно  сделать вывод о том, что причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).

Государственный долг может  успешно исполнять роль макроэкономического  стабилизатора только при условии  устойчивого экономического роста, который в свою очередь состоит  из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Внутренний  и внешний государственный долг  Республики Беларусь

 

 

2.1 Внутренний  государственный долг: содержание  и последствия

 

 

 

Внутренний государственный  долг Республики Беларусь – представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года.

Он может выступать в виде:

  • займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
  • кредитов Национального банка Республики Беларусь;
  • других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Условия выпуска и  обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь [10, 291].

Для этого используются операции на открытом рынке – один из трех основных методов финансирования дефицита бюджета (помимо эмиссии гособлигаций, это – использование золотовалютных резервов Национального банка и денежная эмиссия). При этом учитываются следующие моменты:

  • размер внутреннего государственного долга, в свою очередь, является бюджетной функцией, при положительном сальдо бюджета появляется перспектива сократить внутренний государственный долг;
  • новая эмиссия государственных ценных бумаг выполняет функцию рефинансирования накопленной задолженности, первостепенно той ее части, по которой наступают сроки платежа;
  • финансирование бюджетного дефицита путем новых эмиссий государственных ценных бумаг не обязательно приведет к росту инфляции в будущем (хотя такой потенциал имеет место) [11, с. 22].

Долги местных органов  власти не входят в состав внутреннего  государственного долга Республики Беларусь.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством  финансов Республики Беларусь ведется  реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

По данным Министерства финансов, внутренний государственный  долг на 01.01.2012 года составил 17,9 трлн. руб. при установленном лимите 18,7 трлн. руб. и составил 192,5% к уровню 2010 года (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Внутренний государственный долг Республики Беларусьза 2011 год, трлн. руб.

Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [5]

 

При этом почти половину внутреннего долга составляют гарантии правительства – 44,5% или 8,0 трлн. руб. Задолженность, гарантированная правительством составила 9,9 трлн. руб. или 55,5% [8]. Рост внутреннего государственного долга в 2011 году обеспечен выпуском государственных облигаций в целях реализации указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 года №65 "О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь". Также рост произошел за счет размещения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, с целью пополнения золотовалютных резервов Беларуси [6].

Основным источником финансирования внутреннего долга  является выпуск государственных ценных бумаг.

Большинство экономистов  утверждают, что рост внутреннего  долга не может привести к банкротству  нации, так как это долг самим  себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых  ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может создать серьезные  проблемы для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга  особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана  с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке  ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка судного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста  внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом [22, с. 21].

Информация о работе Государственный долг