Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 05:53, реферат

Описание

История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступлений обычных бюджетных доходов.

Содержание

Введение. 3

1. Государственный кредит как экономическая категория. 4

2. Функции государственного кредита. 5

3. Формы внутриэкономического государственного кредита. 7

4. Международный государственный кредит. 9

Заключение. 12

Литература. 13

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 36.33 Кб (Скачать документ)

      Банковский  внешнеторговый кредит имеет с позиций  импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность  некоторого маневра в выборе фирмы  поставщика определенной продукции, более  длительные сроки кредита, большие  объемы поставок по кредиту, сравнительно меньшая стоимость кредита.

      Помимо  внешнеторгового кредита банки  предоставляют своим контрагентам их других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют  ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо более  широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.

      Международный кредит, прежде всего, предполагает определение  суммы кредита, его сроков и условий  погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования  кредитного риска. Помимо этого здесь  появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась  высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются  в долларах, евро и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется необязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит.

      Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в эмиссионном проспекте  при выпуске международных облигаций. Срок международного кредита зависит  от целого ряда факторов, к которым  относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

      В современных условиях обострения конкуренции  в международной торговле каждое государство стремится создать  условия для повышения конкурентоспособности  отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах  с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных  в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В  одних странах созданы специальные  государственные и полугосударственные (смешенные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других – банковские консорциумы, перед которыми ставится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

      Типичным  примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он представляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

      Помимо  участия в кредитовании экспортеров  государство в странах с рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической неустойчивости, которые существенно  увеличивают риск осуществления  международного кредита. В этих целях  в Великобритании, во Франции, В ФРГ, в США и в других странах  сложилась целая система страхования  и гарантирования экспортных операций.

      Возрастающую  роль в сфере международного кредита  играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный  банк реконструкции и развития (Мировой  банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки  развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой  банк с его двумя филиалами  – Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией  развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных  ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая часть отчисляется из бюджетов стран - членов банков. Активные операции банков развития реализуются как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами  МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты А и кредиты В. Кредиты А полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты В предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10 – 25 %.

      Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в тоже время обеспечивать возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.

      Другой  филиал МБРР – МАР предоставляет  наиболее мягкие кредиты только для  экономически слаборазвитых стран  сроком на десятилетия под проценты значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком  формируются за счет взносов стран-доноров. 

Заключение.

 

       Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизируемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

       Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми перед налогами. Необходимость  погашения государственного долга  требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения  долговых обязательств и уплата процентов  по ним сокращает возможности  наращивания производственного  и интеллектуального потенциала общества.

       Главными  задачами системы управления внешним  долгом являются: обеспечение национальной экономики страны внешними источниками  финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление  контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

       Основные  усилия правительства по урегулированию платежной проблемы должны быть направлены не на привлечение новых средств, а на сокращение государственных  долговых обязательств всеми возможными способами: мобилизацией внутренних ресурсов, рыночным управлением торгуемой частью долга, реструктуризацией долга в переговорном процессе с кредиторами.

 

       

Литература.

 

1. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра, 1999 г.

2. Финансы:  Учебник для вузов/Под. ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.:ЮНИТИ, 2001г.-527 с.

3. Финансы.  Денежное обращение. Кредит: Учебник  для вузов/Под. ред. проф. Г.Б. Помена. – М.: Юнити-Дама, 2001 г.

4. Бескова  И.А. Анализ управления государственным  внутренним долгом РФ/ Финансы  №2/2001 г.

5. Вавилов  Ю.Я. Вопросы государственного  долга в бюджетном кодексе  РФ /Финансы №7/1999 г.

6. Волжанская М.О. К вопросу о внешней задолженности России / Финансы № 4/1999 г.

7. Рыбалко  Г.П. Зарубежный опыт управления  государственным долгом / Финансы  №6/2000 г.

8. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности / Финансы №5/1999 г.

9. Соснин  А.Е. Государственный долг благо  или зло? / Финансы №10/2001 г.

10. Хейфец  Б.А. Внешний долг России / Финансы  №2/1999 г. 

Информация о работе Государственный кредит