Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть понятие бюджета, субъектов бюджетного процесса
– дать характеристику стадий и участников бюджетного процесса
– определить сущность финансового контроля
– изучить оптимизацию бюджетного процесса
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура бюджетного процесса………………………………………5
Глава 2. Финансовый контроль бюджетного процесса ……...……………….24
Глава 3. Оптимизация бюджетного процесса………..………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ РОССИИ
Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ»
Кафедра финансов, денежного обращения и кредита
Дисциплина Бюджетная система РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Характеристика бюджетного процесса»
Выполнил: Пепелка М.П.
Проверил:__________________
Оценка:____________________
Дата:______________________
Подпись:___________________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структура бюджетного процесса………………………………………5
Глава 2. Финансовый контроль бюджетного процесса ……...……………….24
Глава 3. Оптимизация бюджетного процесса………..………………………...31
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Экономические и политические
преобразования, происшедшие в России в последнее десятилетие XX века, обусловили
принципиальные изменения в содержании
финансово-правовых норм, вызвали острую
потребность в использовании этих норм
как регулятора новых общественных отношений
и необходимость в связи с этим их глубокого
освоения.
Это не случайно, ведь финансовое право
воздействует на важнейшие стороны жизни
общества и государства в целом. Посредством
норм финансового права создаются денежные
фонды государства и муниципальных образований,
направляемые на выполнение как внутренних,
так и внешних общезначимых для страны
задач, что в конечном счете отражается
на жизни каждого конкретного человека.
Финансовое право - сложная отрасль права. Она объединяет, помимо норм, регулирующих общие правила в сфере финансовых отношений, также и различные их специфические стороны - бюджетные, налоговые, банковские, валютные и др. Естественно, что изучение такой отрасли права требует значительных усилий, в том числе и углубленной самостоятельной работы.
Объектом исследования в курсовой работе являются теоретические основы бюджетного процесса. Предметом исследования - Российское законодательство, монографии и иная научная литература.
Таким образом, всё вышеизложенное и определяет особую актуальность темы этой работы.
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть понятие бюджета, субъектов бюджетного процесса
– дать характеристику стадий и участников бюджетного процесса
– определить сущность финансового контроля
– изучить оптимизацию бюджетного процесса
Глава 1. Структура бюджетного процесса
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс представляет собой цикл, продолжительность которого, как отмечают специалисты, составляет чуть больше двух лет с момента составления проекта бюджета до момента утверждения отчета о его исполнении1. Этот срок в научной литературе принято называть бюджетным циклом.
Общую структуру бюджетного процесса можно представить в виде схемы (рис. №1), из которой видно, что бюджетный процесс не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.
Рис. 1. Общая структура бюджетного процесса
Механизм бюджетного процесса в РФ строиться на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в законах соответствующих органов власти о бюджетном процессе.
По действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и утверждение – представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности Минфином РФ.
В хронологическом аспекте бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций. Например, федеральный бюджет РФ на 2002г. принят Государственной Думой 14 декабря 2001г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001г.
Общая официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение – 10 месяцев, исполнение – один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.
Участниками бюджетного процесса являются:
Стадии бюджетного процесса:
• составление (стадия сбора информации)
• рассмотрение и утверждение (стадия подготовки и принятия решения)
• исполнение (стадия исполнения решения)
• отчет об исполнении бюджета
Стадии бюджетного периода имеют строгую очерёдность, осуществляется последовательно и изменению этот порядок не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается снизу вверх, а утверждение сверху вниз. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены в другое время, либо на другой стадии.
Составление бюджета.
На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год2.
Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ. 3
Всю практическую работу
по составлению проекта
Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.
Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.
В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов, средств фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении состава субъектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, которою возглавляет министр финансов.
Разработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году4.
Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и местного самоуправления.
Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.
После представления
нижестоящими субъектами Федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной
власти, расчетов по распределению доходов
и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее, чем за четыре
с половиной месяца до начала финансового
года доводит до всех представительных
и исполнительных органов субъектов РФ следующие
данные: проектируемые нормативы (проценты)
отчислений от регулирующих доходов с
учетом контингентов этих доходов, поступающих
на данной территории; данные о дотациях,
субвенциях и трансфертах, начисляемых
к предоставлению из вышестоящих бюджетов
нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение;
перечень закрепленных в полном объеме
и фиксированных долей (в процентах) доходов
за бюджетами всех национально-государственных
и административно-