Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:53, реферат
Бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений. Бюджетирование представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
1. Понятие бюджетирования, его цели и роль…………………….………........3
2. Основные функции бюджетирования………………………………..….……4
3. Основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат………………………………………………………………………......6
Инструменты целеполагания и планирования:
3.1 Долгосрочная целевая программа…………………………………..……….7
3.2 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя бюджетных средств…………………………………………......9
3.3 Ведомственная целевая программа……………………………………..….10
3.4 Муниципальные услуги и работы как единицы деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений…………………..11
Инструменты реализации установленных целей и задач:
3.5 Реестр муниципальных услуг………………………………………………12
3.6 Стандарты качества муниципальных услуг………………………….……13
3.7 Оценка потребности в муниципальных услугах…………………….……14
3.8 Оценка стоимости муниципальных услуг…………………………………16
3.9 Муниципальное задание……………………………………………………17
4. Взаимосвязь инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……..……………………..………..……19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие бюджетирования, его цели и роль…………………….………........3
2. Основные функции
3. Основные инструменты
бюджетирования, ориентированного на
результат………………………………………………………
Инструменты целеполагания и планирования:
3.1 Долгосрочная целевая программа…………………………………..……….7
3.2 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя бюджетных средств…………………………………………......9
3.3 Ведомственная целевая программа……………………………………..….10
3.4 Муниципальные услуги и работы как единицы деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений…………………..11
Инструменты реализации установленных целей и задач:
3.5 Реестр муниципальных услуг………………………………………………12
3.6 Стандарты качества муниципальных услуг………………………….……13
3.7 Оценка потребности в муниципальных услугах…………………….……14
3.8 Оценка стоимости муниципальных услуг…………………………………16
3.9 Муниципальное задание……………………………………………………17
4. Взаимосвязь инструментов
бюджетирования, ориентированного на
результат………………………………………………………
Список использованной литературы……..……………………..………..…
Бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный краткосрочный план, объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную деятельности компании.
Бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений.
Бюджетирование представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Правильно выстроенная система бюджетирования способна обеспечить достижение следующих целей[1, стр 25]:
Основную цель системы бюджетирования можно определить, как повышение эффективности деятельности компании. Система бюджетирования обеспечивает взвешенное планирование финансовых ресурсов и мощную аналитическую поддержку управленческих решений. Бюджетирование является первым шагом к воплощению в жизнь стратегического плана компании. Бюджет компании отражает эффективность реализации инициатив, для чего осуществляется бюджетирование с учетом различных вариантов (сценариев) развития.
Бюджетирование представляется не только как важнейшая задача в области управления финансами предприятия, но и как способ ведения бизнеса, как инструмент контроля над деятельностью предприятия на различных уровнях управления: как предприятия в целом, так и отдельных подразделений.
Бюджетирование позволяет менеджеру сформировать набор показателей финансовой эффективности[2], позволяющий получать ответы на такие важные вопросы, как рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, финансовая устойчивость и ликвидность, которые являются индикаторами успешности деятельности предприятия.
2. Основные функции бюджетирования
1. Бюджетирование - это инструмент достижения целей компании[3]
Прежде чем разработать план, нужно определить цели. Цели формируются на стратегическом уровне корпоративного управления. Таким образом, бюджетирование является инструментом выполнения стратегии предприятия. С помощью этой технологии обеспечивается неразрывная связь стратегических целей с планами, направленными на их достижение, и обеспечивающими реализацию планов оперативными процессами. Именно бюджетирование приводит стратегию в действие.
2. Бюджетирование как инструмент планирования
Планирование и бюджетирование является неотъемлемой частью эффективного управления предприятиями. [4]В современных российских условиях ведения бизнеса все большее внимание уделяется бюджетированию как одной из составных частей планирования. В свою очередь планирование является главной частью системы контроллинга. Поэтому рассмотрение функций бюджетирования – планирования в рамках системы контроллинга является одной из важнейших задач управления предприятием в целом. Как показывает практика, предприятия, внедрившие систему бюджетирования, обеспечивают по разным оценкам прирост выручки от 10 до 15 %, повышая одновременно стабильность функционирования предприятия в целом.
3. Бюджетирование - это управление с помощью бюджетов
Главными инструментами технологии бюджетного управления являются три основных бюджета:
Основные бюджеты составляются не только для компании в целом, но и для каждой бизнес-единицы (центра прибыли), и представляют только "вершину айсберга" бюджетной системы, в которую входит множество взаимосвязанных операционных и вспомогательных бюджетов.
4. Бюджетирование осуществляется на регулярной основе
Бюджетирование, как всякий управленческий процесс, должно осуществляться непрерывно. Утвержденный план - это только основа для продолжения работы по планированию. Вполне справедливым является наблюдение, что всякий план устаревает в момент его утверждения. Причина этого в постоянном изменении условий и параметров, которые послужили основой для подготовки планов. Процесс планирования, в некотором смысле важнее результата, на получение которого он направлен. Поскольку именно в ходе планирования руководители всех уровней коллективно вырабатывают согласованные подходы к решению проблем, осмысливают стоящие перед ними задачи, оценивают ограничения, возможности и риски.
3. Основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат
Модель управления результатами подразумевает планирование деятельности органов публичной власти исходя из того, что целью этой деятельности должно быть достижение конкретных и измеримых социально значимых результатов. Запланированные результаты могут быть достигнуты только при условии устойчивой заинтересованности в этом всех участников бюджетного процесса, поэтому для последних необходимо создавать систему соответствующих стимулов. В сфере общественных финансов данная модель реализуется с помощью методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
Бюджетирование, ориентированное на результат, – это система формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.
Внедрение БОР предполагает создание единой системы целеполагания и использование ее в бюджетном планировании, а также системы мониторинга целевых показателей исполнения планов, контроля и оценки результатов в соответствии с установленным порядком отчетности. Данная система даст возможность администрациям муниципальных образований справедливо и экономически обоснованно распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач в социально значимых отраслях социальной сферы, что особенно важно в период финансово-экономического кризиса.
Применяемые сегодня инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, можно разделить на две основные категории:
Инструменты целеполагания и планирования:
3.1 Долгосрочная целевая программа
Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Новая редакция кодекса закрепляет полномочия по установлению порядка принятия решений о разработке, проведения экспертизы и согласования проектов программ, а также их реализации за исполнительными органами местного самоуправления. Кроме того, местная администрация должна утверждать порядок и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ.
Долгосрочная целевая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития муниципального образования.
Целесообразность внедрения и порядок применения:
Долгосрочные целевые программы муниципального образования целесообразно применять для решения задач межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования. Долгосрочные целевые программы подлежат утверждению местной администрацией не позднее чем за месяц до дня внесения проекта решения о бюджете муниципального образования в представительный орган местного самоуправления. В целях упорядочивания процесса применения программ рекомендуется вести их реестр, порядок формирования и применения которого может быть включен в состав нормативного правового акта, регламентирующего применение долгосрочных целевых программ, либо утвержден отдельным нормативным правовым актом муниципального образования.
Бюджетное планирование с применением долгосрочных целевых программ предполагает возможность получения дополнительного объема финансирования для достижения цели программы за счет субсидий из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок предоставления таких субсидий должен быть определен в аналогичной целевой программе Российской Федерации или соответствующего субъекта РФ.
Поскольку долгосрочные целевые программы муниципального образования применяются в неразрывном единстве с другими инструментами управления, очень важно, чтобы в системе БОР все они были согласованы между собой.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности – документ, в котором в систематизированном виде представлены направления деятельности субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя бюджетных средств) в отчетном и плановом периодах времени в разрезе целей, задач, мероприятий и показателей результативности.
Целесообразность внедрения и порядок применения:
Ключевой характеристикой доклада, отличающей его от прочих инструментов планирования, является увязка содержательных аспектов деятельности главного распорядителя бюджетных средств с фактическими и планируемыми объемами бюджетного финансирования. Это возможно благодаря тому, что доклад включает в себя все основные параметры деятельности соответствующего подразделения администрации в отчетном и плановом периодах (как правило, три года, предшествующие текущему году, и три года, которые охватывает действующий муниципальный бюджет), структуру и направления использования выделенных ему бюджетных ассигнований.
Примерная структура доклада
может выглядеть следующим
Методика формирования докладов, а также порядок их представления и учета в бюджетном процессе утверждаются нормативным правовым актом муниципального образования.