Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:30, реферат
Исследование путей осуществления модернизации экономики невозможно без углубленного изучения мирового опыта подобных преобразований, а также выявления классификационных признаков модернизации экономики и инструментов, необходимых для ее реализации.
Введение 3
1. Понятие инвестиционной политики 5
2. Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли
3. Состояние отрасли машиностроения в 2007-2012 гг.
4. Инновационная деятельность предприятий машиностроения и пути ее совершенстования 20
Заключение 29
Список используемых источников 30
- ориентация на техническое перевооружение с учетом производства новой прогрессивной продукции,
- внедрение систем мониторинга изготовления деталей и узлов, · создание «устойчивых» технологических процессов, мало подверженных влиянию факторов помех;
- увеличения скорости и качества поверхности после обработки, концентрация технологических операций на единице оборудования.
Подобная идеология может принести ощутимый эффект в таком направлении деятельности как улучшение качества продукции. Дело в том, что на качество влияют практически все (а не только производственные) процессы на предприятии, и, улучшая его, мы получаем конкурентное преимущество и стимулируем изменения внутри предприятия.
Однако качество в России и Советском Союзе редко сравнимо с европейским. Сегодня, в этой области у нас существуют три основных заблуждения и соответственно направления для совершенствования [5]:
- система менеджмента качества, основанная на стандартах ИСО, или других стандартах, после получения сертификата улучшит качество выпускаемой продукции;
- усиление контроля и приобретение нового оборудования позволит добиться получения качественной продукции;
- существующий менталитет русского человека не позволяет выпускать качественную продукцию.
Еще одно направление деятельности –это совершенствование менеджмента российских машиностроительных предприятий. Вернемся к прошлому: последние годы в стране наблюдался экономический рост. Но в январе 2009 г. объем промышленного производства снизился на 16% по сравнению с декабрем 2008 г. Наибольший спад произошел в обрабатывающей промышленности –на 24,1%. В автопроме производство легковых автомобилей упало на 79,7%, грузовых -на 76,4%, автобусов -на 83,4%. А стоимость российских компаний снизилась в 2-5 раз. Очевидно, такое падение связано с состоянием имеющихся нематериальных активов компаний (лицензии, патенты, свидетельства, разработки, корпоративная культура, навыки управления, знания и т.п.).
Несколько слов в этом разрезе о российском менеджменте, управляющим бизнесом и формирующим стоимость бизнеса: мы перестали заниматься реальной эффективностью бизнеса. Очень хорошо об этом сказано в статье [6]: «неэффективность, которая покрывалась ставкой в $140 за баррель нефти Urals, обеспечила всему предпринимательскому классу представления о том, что биться за эффективность –это нонсенс». Очевидно, перед нами стоит еще одна задача в области менеджмента, требующая скорейшего решения –повышение эффективности работы не только предприятий, но и деятельности всех работников. А эффективность деятельности повышается только за счет увеличения ее интеллектуальной составляющей. Например, эффективность деятельности заместителя директора по производству увеличится незначительно, если он будет перемещаться по предприятию вдвое быстрее. Но если он предложит механизмы расшивки узких мест, то объем производимой продукции увеличится, работа станет более ритмичной, предприятие получит реальную выгоду за счет сокращения сроков производства, а значит увеличения оборачиваемости денежных средств.
Замечу, что по мнению аналитиков всемирного банка, 77% национальных богатств развитых стран составляют знания, нематериальные активы (патенты, знания персонала, корпоративная культура и культура производства и т.п.) и умение этим управлять. Учитывая требования о необходимости создания механизмов изменений компаний с учетом новых условий (быстрой перестройки процессов), необходимости улучшения работы маркетинговых и проектных подразделений, улучшения управления качеством, можно утверждать, что управление и совершенствование нематериальных активов становится основным вектором развития предприятий в ХХI веке.
Итак, цели инновационной политики можно сформулировать следующим образом [6]: создание конкурентных преимуществ в конкретном сегменте рынка; маркетинг, проектирование и выпуск продукции на уровне стран мировых лидеров в машиностроении; прогнозирование и проработка свойств продукции, востребованной в перспективе 3 –10 лет.
Подобные цели предполагают решение следующих задач.
- Совершенствование существующей школы проектирования с
учетом прогрессивного
опыта зарубежных предприятий. Применение
новых методологий
- Сокращение сроков производства на основе увеличения гибкости, управления партиями запуска и оборачиваемости продукции.
- Техническое перевооружение, направленное на создание условий для выпуска конкурентоспособной продукции. Внедрение автоматизированных средств измерения и контроля, позволяющих управлять процессом обработки. Концентрация обработки с целью повышения точности и снижения ее продолжительности обработки. Использование лазерной обработки, модернизация оборудования с целью повышения производительности.
- В области качества – построение системы качества, обеспечивающей минимизацию количества несоответствий, стремление к нулю дефектов за счет концентрации усилий на предупреждающих брак мероприятиях. Описание и улучшение процессов на предприятии, а не функций, переноса основного внимания с качества продукции, на качество действий каждого работника.
- В области управления – увеличение эффективности предприятий за счет повышение интеллектуальности деятельности менеджмента, эффективности организации деятельности, повышения рентабельности продукции не только за счет управления издержками, но и за счет увеличения прибыльности при реализации.
Получается, что содержание инновационной политики во время кризиса изменилось незначительно, только теперь все это надо делать максимально интенсивно – есть шансы стать призером в гонке с конкурентами.
Под инвестициями понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов. «Инвестиции» — более широкое понятие, чем капитальные вложения. Они охватывают так называемые реальные инвестиции (капитальные вложения) и портфельные (финансовые) инвестиции. Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для:
• расширенного воспроизводственного процесса;
• ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и технологии);
• повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
• снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличения объема продукции и прибыли от ее реализации.
Планированию инвестиций должен предшествовать глубокий анализ их экономического обоснования с учетом ряска и инфляционных процессов.
Активизация инвестиционного процесса в секторе реальной экономики должна проходить по четким инвестиционным программам и проектам. Отбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию — максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Причем, по каждому объекту за счет выделяемых инвестиций должен решаться комплекс современных проблем производства:
• экономических (производство
высокоэффективной
• экологических, гарантирующих экологически чистые среды, концентрации выбросов и сбросов вредных ингредиентов ниже уровня предельно-допустимых концентраций и т.д.;
• технологических (применение высоких малоотходных, безотходных экологически чистых технологий, гарантирующих выпуск продукции новых поколений высокого качества и спроса потребителей).
Наряду с этими задачами предстоит решить и проблему совершенствования структуры материального производства, ликвидировать образовавшиеся диспропорции между основными отраслями экономики и инфраструктурными отраслями (транспортом, связью, энергетикой и др.).
Восстановление подорванной экономики России потребует больших усилий капитального строительства как отрасли производства. Капитальное строительство во многом будет определять развитие экономики страны, решение социальных проблем и создавать потенциал производства на будущее.
Информация о работе Инвестиционная политика в отраслях национальной экономики