Экономическая сущность местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 04:10, реферат

Описание

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Доходы:Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении.docx

— 23.98 Кб (Скачать документ)

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.     Доходы:Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в местные бюджеты поступаютассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

[править]Расходы:Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФисключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:содержание органов местного самоуправления;


  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятиеконсолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач  социально-экономического развития территорий.

8.2. Региональные (местные) бюджеты, их основные  доходы и расходы

В большинстве стран  порядок разработки, рассмотрения и  утверждения проектов региональных (местных) бюджетов детально регламентирован.В основу расходной части бюджета обычно закладываются сметы муниципальных департаментов, составляемые руководителем финансовой службы с учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром и т.д.). Проект регионального бюджета на очередной финансовый год формируется путем сопоставления смет расходов департаментов и предстоящих выплат по всем финансовым обязательствам с ожидаемыми доходными поступлениями. После обсуждения, организуемого муниципальным советом, проект бюджета вносится на утверждение главы исполнительного аппарата. Одновременно принимаются решения о налоговых ставках по местным налогам и сборам и проектируемых займах.

Региональные (местные) органы власти обязаны руководствоваться  законодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них  принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты  бюджета. Иначе говоря, в его проекте  должны быть отражены все предполагаемые доходы и расходы.

Во многих странах, например в Германии, Великобритании, Испании, центральные власти принимают  участие также в корректировке  бюджетов региональных властей в  части, касающейся бюджетных налоговых  поступлений, ориентируясь при этом на уровень среднедушевого дохода в  различных административно-территориальных  единицах. Из бюджетов региональных органов  власти, управляющих территорией, на которой средний доход на душу населения относительно высок, часть  налоговых поступлений может  изыматься центральной властью  и перераспределяться в пользу территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего.

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых  доходов, поступлений из вышестоящих  доходов. Соотношение между этими  источниками зависит от функций возложенных на региональные (местные) органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям.

1. Налоги – главный  источник региональных (местных)  бюджетов. Все налоговые поступления  в эти бюджеты можно разделить  на две группы: местные налоги  и сборы и поступления из  вышестоящих бюджетов.

В соответствии с  налоговым законодательством каждой страны местные налоги закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, региональными органами власти. В разных странах число  таких налогов колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих  доходах региональных бюджетов –  от 30 до 70% (в Украине в настоящее  время местных налогов и сборов – 16).

2. Поступления из  вышестоящих бюджетов включают: отчисления от суммы отдельных  налогов, мобилизируемых на территории, а также дотации и субвенции.

Отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами, выделяются региональным (местным) бюджетам в случае недостаточного у них  объема собственных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

В ряде стран доля таких отчислений в общей объеме доходов региональных бюджетов довольно высока. Например, в Италии она составляет около 60%.

Важный источник доходов региональных (местных) бюджетов – дотации из вышестоящих бюджетов. Их удельный вес в доходах региональных бюджетов в разных странах составляет 20-40%. В состав этих дотаций входят субвенции, выдаваемые этим бюджетам на определенные цели.

По экономической  сущности дотации и субвенции  близки к налоговым источникам, т.к. в их составе лежат налоги. Дотации  и субвенции вызываются постоянной значительной дефицитностью региональных бюджетов.

3. Неналоговые доходы  региональных (местных) бюджетов  включают в основном доходы, получаемые  от предприятий, находящихся в  муниципальной собственности, арендных  доходов, денежных сборов, всевозможных  штрафов, пошлин, добровольных взносов  предприятий и населения. Удельный  вес неналоговых доходов колеблется  в разных странах от 10 до 30 % общих  доходов.

Расходы региональных (местных) бюджетов. Они во многом зависят  от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации  управления социальной сферой. Все  это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящим по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных  бюджетных расходах.

Соотношение объемов  расходов, проходящих через различные  виды бюджетов, в различных странах  не одинаково. Так, в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции за счет территориальных  бюджетов расходуется средств больше чем за счет центрального. Такие различия объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных (местных) органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Средства региональных (местных) бюджетов используются как  на эксплуатационные, так и инвестиционные затраты. Поэтому во всех странах  составляется бюджет текущих затрат и бюджет развития, т.е. капитальные  вложения. Как правило, бюджет текущих  затрат формируется за счет налоговых  и неналоговых поступлений и  направляется на покрытие эксплуатационных расходов. Бюджет развития формируется  за счет субвенций, местных займов, пожертвований на строительство.

В расходах региональных (местных) бюджетов основное место занимают ассигнования но социально-культурные объекты. В Германии эти расходы составляют ¼ расходов местных бюджетов, в Японии и Франции – более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США – свыше 40%. В ряде стран (Германия, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения.

За счет региональных (местных) бюджетов финансируется и  здравоохранение. Например, в Норвегии, Швейцарии, Финляндии эти затраты  составляют более 50% бюджетных расходов.

Важнейшей статьей  расходов региональных (местных) бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).

Из региональных бюджетов финансируются расходы  на содержание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах  – судов.

Одной из существенных статей бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением займов и выплат процентов по ним. Например, во Франции на выплату  процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10 %, а на погашение  полученных займов – около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.

 

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций.

Профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.

Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам. Первичный профицит федерального бюджета РФ за январь-февраль 2003 г. составил без учета единого социального налога (ЕСН) 45,9 млрд руб., или 2,6 % ВВП.

В феврале бюджет исполнен с дефицитом в размере 32,8 млрд руб. без учета ЕСН, или 3,7 % ВВП.

Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.

На 2004 и 2005 гг. сначала планировался профицит бюджета 1,5 % и 1,7 % ВВП соответственно, однако позже (в апреле 2003 г.) он был понижен до 0,6 % и 0,9 % ВВП.


Информация о работе Экономическая сущность местных бюджетов