Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:56, контрольная работа
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Введение
1 Учет и сущность казначейской системы исполнения бюджета
2 Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Учет и сущность казначейской системы исполнения бюджета
2 Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения
Заключение
Список использованной литературы
По мере перехода Российской экономики к рыночным отношениям все большее значение приобретает рациональное управление государственными финансами.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы помогли принять практически безальтернативное решение об организации в Минфине РФ системы органов федерального казначейства, и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого и основного этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.
Основным предназначением казначейства является содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами и предоставление информации Правительству РФ о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, для оценки работы органов государственного управления и прогноза экономических последствий бюджетной политики. Помимо этого, на всех этапах процесса расходования средств казначейство осуществляет контроль за использованием бюджетов всех уровней.
Объектом исследования является казначейская система РФ, предметом – порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения.
Целью данной работы является исследование порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-Рассмотреть учет и сущность казначейской системы исполнения бюджета.
-Проанализировать порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения.
Методы исследования – анализ и синтез, формально-логический анализ юридических норм.
Переход к казначейской системе исполнения бюджетов повлек за собой централизацию всех доходных счетов бюджета у органов федерального бюджета и передачу налоговыми органами функций по учету и распределению регулирующих доходных источников органам Федерального казначейства. Для этого органам Федерального казначейства были открыты счета по учету доходов федерального бюджета в учреждениях Центрального банка России и Сберегательного банка Российской Федерации. Одновременно за казначейством была закреплена функция ведения оперативно-аналитического учета доходов федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией [9; C. 146].
Исполнение федерального бюджета в РФ осуществляется через казначейское исполнение федерального бюджета. С этой целью в составе Минфина России образовано Федеральное казначейство, функциями которого являются:
- организация исполнения федерального бюджета;
- контроль за исполнением федерального бюджета;
- управление бюджетными доходами и расходами;
- регулирование межбюджетных отношений;
- финансовое исполнение бюджетов внебюджетных фондов;
- управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
- осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета;
- открытие и закрытие счетов федерального бюджета с определением режимов их работы;
- кассовое исполнение федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
- отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
- централизации в федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;
- совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления единым счетом.
Для исполнения федерального бюджета в ЦБ РФ открывается единый счет федерального бюджета, который является единым счетом федерального казначейства [7; C. 245].
Исполнение федерального бюджета по доходам включает:
- перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства в ЦБ РФ;
- распределение бюджетных средств в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов федерального бюджета;
- отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
При исполнении расходов федерального бюджета четко разграничиваются две процедуры:
- санкционирование расходов;
- финансирование расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает:
- утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
- утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета;
- принятие обязательств федерального бюджета;
- подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Казначейство может осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами федерального казначейства и территориальными органами власти.
В процессе исполнения бюджета может происходить снижение поступлений доходов в бюджет или на покрытие дефицита, что приводит к неполному сравнению с утвержденным бюджетом финансируемых расходов. Если такое расхождение находится в пределах не более 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения.
Если расхождение между поступлением доходов или источником покрытия дефицита и расходами составит не более 10%, то решение на введение режима сокращения расходов с указанием даты и размеров сокращения принимает не финансовый орган, а орган исполнительной власти. Причем сокращение расходов осуществляется в одинаковой степени (пропорции) для всех видов расходов по бюджетополучателям с обязательным опубликованием в печати либо доведением сведений в соответствии с законодательством РФ, но не позднее чем за 15 дней с даты принятия решения.
В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета и все операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовым органом. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Финансовые органы осуществляют и бюджетную отчетность об исполнении бюджета. Бюджетная отчетность может быть оперативной, ежеквартальной и годовой.
Для установления единой методологии учета доходов бюджетов различных уровней и распределения в порядке межбюджетного регулирования Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н была утверждена Инструкция о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации [2].
В чем же отличие приказа N 92н от ранее действовавшего приказа Министерства финансов РФ от 16.12.2004 N 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Порядок)?
По сути, данный Порядок не претерпел больших изменений. Основные изменения приказа N 92н связаны со вступлением с 1 января 2009 г. положений Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в части открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов администраторов доходов бюджета. Соответственно, в связи с этим изменились отдельные положения Порядка.
Основными изменениями данного Порядка является установление новых форм документов.
Рассмотрим, какие произошли нововведения в отношении документов.
Так, вместо платежного документа на возврат появился новый документ - Заявка на возврат. Также установлена новая форма Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступлений. Заявка на возврат и Уведомление об уточнении вида и принадлежности утверждены приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее - приказ N 8н). Одной из особенностей Приказа N 8н является установление порядка заполнения утвержденных им форм документов. В частности, в приказе предусмотрен порядок заполнения как Заявки на возврат, так и Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступления. Данные формы являются унифицированными и более удобными для работы.
Одним из новых документов является Уведомление о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемых налоговыми органами, которые находятся на территориях различных субъектов Российской Федерации (далее - Уведомление о межрегиональном зачете). Данный документ предназначен исключительно для налоговых органов для проведения операций по зачету налогов и сборов по видам налогов и сборов, осуществляемых налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации. То есть если налогоплательщик стоит на учете в одном субъекте Российской Федерации и имеет переплату по налогу или сбору, но кроме того, он еще стоит по другим основаниям в других субъектах Российской Федерации (например, там находится его филиал) и по тому же виду налога или сбора образовалась недоимка, то по разъяснению Минфина России данный налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган для проведения зачета. Операции зачета (уточнения) всегда являлись для органов Федерального казначейства внебанковскими операциями. Если говорить об операции по межрегиональному зачету, то для ее осуществления необходимо перечисление денежных средств между органами Федерального казначейства, что является для них банковской операцией. В частности, для проведения операции межрегионального зачета налоговые органы оформляют уведомление о межрегиональном зачете и направляют его в Управление ФНС России, которое в установленном порядке представит его в орган Федерального казначейства, со счета которого будут перечисляться средства. Орган Федерального казначейства на основании данного уведомления оформляет платежный документ и направляет его в банк. То есть фактически на основании данного уведомления орган Федерального казначейства перечисляет средства с одного счета Федерального казначейства на другой по месту зачисления данного платежа. В дальнейшем процедура абсолютно такая же, как по зачислению поступающих от налогоплательщиков налогов и сборов. В данном случае при обработке такой операции особых изменений нет, кроме введения нового документа и такого понятия, как межрегиональный зачет [2].
Кроме этого, произошли также изменения в обработке поступлений. В частности, дополнены основания, по которым платежи относят на невыясненные поступления. Это: отсутствие полномочий по администрированию (отсутствуют закрепленные в установленном порядке источники доходов) и не открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций по администрированию доходов бюджета (источников финансирования дефицита бюджета).
Если администратор своевременно не представил в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания документы для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета, то администрируемые им поступления будут отнесены к невыясненным поступлениям соответствующего бюджета.
Еще одним нововведением является то, что в соответствии со ст. 40 и 41 БК РФ субсидии и субвенции являются источниками формирования доходов бюджетов и, соответственно, с 2009г. подлежат зачислению на счета органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
При этом, учитывая, что федеральным законом от 24.13.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» не установлено осуществление органами Федерального казначейства контроля за субсидиями (межбюджетным субвенциям), направляемыми из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), положения приказа N 92н в части присвоения субсидиям (межбюджетным субвенциям) аналитических кодов (кодов целей) не применяются. Соответственно, отсутствие в расчетном документе информации, позволяющей идентифицировать операцию, связанную с субсидией (субвенцией), не является основанием для отнесения к невыясненным поступлениям [5; C. 131].
Еще одно новое требование - это требование по коду ОКАТО. Если речь идет о средствах, которые в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет (или) в бюджет субъекта Российской Федерации, то отсутствие кода ОКАТО не должно приводить к отнесению таких платежей на невыясненные поступления. В данном случае отсутствие кода ОКАТО не мешает отразить их в доходах соответствующего бюджета. В отношении платежей, подлежащих полностью или частично зачислению в местные бюджеты, - отсутствие кода ОКАТО является основанием для отнесения такого платежа к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.
Несколько изменилась процедура по выяснению поступлений, отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.
Приказом N 8н установлена форма документа «Запрос на выяснение принадлежности поступления». Данный Запрос формируется органами Федерального казначейства и направляется предполагаемым администраторам поступлений в бюджет только по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет. В отношении невыясненных поступлений бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в данном случае ничего не изменилось. Запрос направляется вне зависимости от принадлежности администратора к тому или иному бюджету. После того, как предполагаемый администратор получает такой запрос с приложением документов, то для уточнения такого платежа формирует и направляет в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности поступлений. После чего операция по уточнению платежа отражается на лицевом счете данного администратора. И уже по результатам обработки всех документов администратору направляется выписка из лицевого счета.