Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:00, реферат
В указанном правительственном документе была поставлена задача создать четкую систему, которая обеспечит:
- аккумулирование всех ресурсов государства на Едином казначейском счете;
- целевое использование бюджетных средств на уровне текущего (предварительного) контроля;
- установление порядка исполнения бюджета, который гарантировал бы своевременность и прозрачность зачисления доходов в бюджет и исполнения обязательств перед бюджетной сферой;
Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице, с каждым годом суммы начисленных штрафных санкций за несоблюдение договорных обязательств растут. Взыскание в бесспорном порядке данных сумм в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократилось более чем в 2 раза. Причин подобного положения вещей две: во-первых – объективные: субъекты хозяйствования всех форм собственности столкнулись с негативными последствиями мирового экономического кризиса, значительно снизилась их платежеспособность; во-вторых – на рынке появилось больше недобросовестных поставщиков товаров, работ и услуг. Это выражается как в сознательном уходе от уплаты санкций (открытие счетов в разных банках, объявление о самоликвидации) и так и в откровенно криминальных нарушениях на стадии заключения договоров. О причинах подобных явлений остановимся ниже.
Наряду с вышеизложенным, система контроля за своевременным исполнением договорных обязательств имеет слабые места. В частности, условиями доставки товара может быть предусмотрен самовывоз покупателем. Ответственности, даже административной на должностное лицо покупателя за несоблюдение сроков поставки по договору с применением «самовывоза» законодательством не предусмотрено. Нарушений таких в 2009 году зарегистрировано 277, за 9 месяцев 2010 года – 204. Что это? Халатность покупателя, заплатившего бюджетные средства за ненужный в данный момент товар или сговор между продавцом и покупателем с целью ухода от уплаты штрафных санкций, не скажет никто. Вместе с тем, введение административной ответственности позволило бы повысить ответственность получателей бюджетных средств и усилить контроль за тем, чтобы за бюджетный рубль бюджетная организация получила все в срок и в полном объеме.
В поле зрения органов казначейства попадают уже заключенные и предъявленные к оплате договора. Сам процесс проведения процедуры закупок, формирования технико-экономического обоснования, выбора поставщика не подлежит контролю на стадии его проведения. Порядок проведения процедуры закупок регламентирован Указом Президента РБ от _________№ 319. Вместе с тем, этот документ дает очень широкие права участникам проведения процедуры закупок и рассчитан на заинтересованность получателя бюджетных средств в выборе оптимального поставщика. На практике интересы покупателя зачастую прямо противоположны интересам бюджета. Приведу несколько примеров. В 2008 году управлением здравоохранения приобретены 8 автомобилей для медицинских учреждений области по цене 65,7 млн. рублей. В этот же период времени Витебской городской станцией скорой и неотложной медицинской помощи у того же поставщика приобретен аналогичный автомобиль по цене 58 млн. рублей (на 7,7 млн. рублей дешевле). Более того, указанный автомобиль и более полной комплектации (оборудован гидроусилителем руля, автономным отопителем салона типа «Webasto», стояночным отопителем и двойным мягким сиденьем в кабине водителя в отличие от одиночного в комплектации, приобретенной управлением). Указанное дополнительное оборудование в действующих ценах составляет более 5 млн. рублей. Таким образом, управлением здравоохранения за аналогичный автомобиль с меньшей комплектацией оплачено на 12,7 млн. рублей больше чем оплачено городской станцией скорой и неотложной медицинской помощи. По 8 автомобилям разница составляет 101,6 млн. рублей. Это при том, что во всех случаях проведен тендер, подтверждением чему является заявление о проведении процедуры закупок, предъявленное в органы казначейства, из которого следует, что претендент выбран по цене наименьшего приобретения.
По моему мнению, для установления более действенного контроля за проведением процедуры закупок за счет средств бюджета, необходимо ограничить права руководителей организаций, осуществляющих эти закупки. Одним из таких ограничителей могло бы стать создание единого реестра предложений от производителей и поставщиков с минимальной и максимальной ценой предложения. Обязать все субъекты хозяйствования, желающие получить заказ на поставку с оплатой бюджетными средствами размещать свои предложения в указанном реестре. Это позволило бы органам казначейства на стадии приема платежей ознакомиться с данными реестра и проконтролировать, все ли сделано покупателем для экономного использования бюджетных средств.
У нас в стране уже имеется положительная практика создания информационных материалов. На сайте Министерства экономики помещен реестр недобросовестных поставщиков и каждое заинтересованное физическое или юридическое лицо может ознакомиться с этой информацией прежде, чем принять решение о подписании договора.