Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:12, реферат
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.
ТЕМА 7 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
§ 1. КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
§ 2. МОНОПОЛИЯ: МЕСТО И РОЛЬ НА РЫНКЕ
§ 4. РОССИЯ: ПУТЬ К РАЗВИТОМУ РЫНКУ
Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаим
1
Чемберлин Э. Теория монополистической
конкуренции. Реориентация теории стоимости
/ Пер. с англ. М., 1959. С. 103-104.
По-своему
монополия и конкуренция
Олигополии нередко различными путями (посредством “лидерства в ценах”, тайного “джентльменского соглашения”) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.
При подытоживании процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий перед нами развертывается современная панорама взаимоотношений субъектов рынка. Она включает следующие элементы:
1. Сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции.
2. Острое
противоборство монополий с
3. Соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.
4. Монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии.
5. Государственное
ограничение монополистической
деятельности и защита
Важно
подчеркнуть, что в западных странах
сейчас нет крайних
состояний рынка: ни свободной конкуренции,
ни чистой, ничем не ограниченной монополии,
охватывающей все национальное хозяйство.
Иная картина наблюдалась в нашей стране.
§ 4.
РОССИЯ: ПУТЬ К РАЗВИТОМУ
РЫНКУ
Абсолютная
монополия
В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений. Первый раз этиотношения были достаточно высоко развиты в конце XIX- начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918- 1921 гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были фактически свернуты.
Второй раз рынок возник весной 1921 г. Проводимая Советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия:
мелкие
собственники и капиталистические
предприниматели получили определенную
свободу хозяйственной
государство привлекало иностранный капитал для ускорения развития производства;
сложился свободный рынок с устойчивым денежным обращением, который стал ареной для конкурентной проверки жизнеспособности всех хозяйственных укладов;
стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал выпускать червонцы (банкноты в 10 руб.), обеспеченные золотом и товарами, и разменную монету - серебряную и медную;
государственные
предприятия, переведенные на хозяйственный
расчет, стали активными
За короткий срок новая экономическая политика позволила добиться больших хозяйственных результатов. Например, по сравнению с уровнем 1913 г. (принятым за 100%) продукция промышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, в 1926г. достигла 96%, продукция сельского хозяйства - 188%.
Но с
начала 30-х годов новая
было
запрещено свободное
а) государство монополизировало продажу основной массы товаров;
б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).
Государственный
монополизм нередко отличается беспредельным
произволом в установлении цен. Так,
в конце 40-х и начале 50-х годов
Советское государство ежегодно
проводило снижение цен на продовольственные
и другие товары для населения. Это
осуществлялось за счет уменьшения цен,
по которым государство
Со второй
половины 50-х и до 90-х годов
государство систематически увеличивало
размер денежной зарплаты главным образом
мало- и среднеоплачиваемым рабочим
и служащим. Повышались денежные доходы
сельских жителей, поскольку возрастали
государственные
Вся система
цен не учитывала действительные
затраты на производство продукции.
Скажем, очень низкими были цены
на многие промышленные средства производства,
они были значительно меньше уровня
мировых цен. Планирование цен из
единого экономического центра было
неспособно своевременно и правильно
учитывать изменение спроса на товары
народного потребления. В итоге
рыночное ценообразование, регулируемое
законами спроса и предложения, было
парализовано.
Проблема
перехода к развитому
рынку
Чтобы
перейти к современной рыночной
экономике, приходится преодолевать большие
трудности. Они связаны прежде всего
с тем, что между стартом - абсолютной рыночной
монополией - и финишем - развитым рынком,
как говорится, дистанция огромного размера.
Об этом можно наглядно судить по табл.
7.3, где сопоставлены друг с другом важнейшие
черты стартовых и финишных позиций.
Таблица 7.3
Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка
Абсолютная монополия | Развитый рынок |
Плановое
распределение центром средств производства,
рабочей силы и финансовых средств Централизованное установление строго фиксированных цен |
Продажа всем желающим
производственных факторов и финансовых
средств в негосударственном
секторе Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов |
Продолжение табл. 7.3
Абсолютная монополия | Развитый рынок |
Нормированное
распределение продуктов Монополия
государства во внешней торговле
Монополия государства |
Свободный выбор
покупателями всех видов товаров Свобода
внешнеэкономической Конкуренция всех товаровладельцев |
После второй мировой войны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и некоторых других странах. Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учетом, разумеется, национальных особенностей каждой страны.
Одна из таких проблем - формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальные экономические связи между всеми субъектами рынка. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.
Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную проблему - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочения ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача - регулировать инфляционные процессы:
Естественно, что для решения указанных проблем требуется достаточно длительный срок и активная деятельность государства и предпринимателей. В зависимости от конкретных социально-экономических и политических особенностей той или иной страны переход к развитому рынку может продлиться от 2 до 5-7лет. Он особенно продолжителен в том государстве, где идет непрерывное падение производства, не развит потребительский сектор экономики и сфера услуг, слабы традиции политической и экономической демократии. Последнее обстоятельство относится к нашей стране.
За период
1992-1998 гг. наша страна продвинулась к
развитому рынку очень
Одна из первостепенных задач - проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.
Движение
от полностью монополизированного
рынка началось и до сих пор
продолжается без каких-либо существенных
изменений состояния
При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.
Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете “Известия” 31 января 1990г. откровенно и резко заявил: “Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на
Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить”.
Как это
ни парадоксально, наша страна все-таки
совершила переход к свободному
рынку уже в январе 1992 г. Правда,
речь идет о возникновении с самого
начала множества примитивных