Расходы бюджета субъекта федерации
формируются таким образом, чтобы
обеспечить субъектам Федерации
выполнение закрепленных за ними
полномочий (с учетом установленных
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности
и нормативов затрат на оказание государственных
услуг регионального уровня).
В зависимости от экономического
содержания расходы бюджета субъекта
федерации делятся на текущие
и капитальные; первые обеспечивают
текущее функционирование региональных
органов государственной власти и бюджетных
учреждений регионального уровня, государственную
поддержку отдельных отраслей экономики
в соответствии с региональными целевыми
программами, финансовую помощь муниципальным
образованиям, осуществление международных
и внешнеэкономических связей субъектов
Федерации, расходы на обслуживание государственного
долга субъектов Федерации, а также другие
расходы, не включаемые в состав капитальных;
вторые - инновационная и инвестиционная
деятельность в соответствии с утверждаемыми
целевыми адресными инвестиционными программами
Часть расходов бюджета субъекта федерации
финансируется исключительно из региональных
бюджетов, другая - относится к расходам
совместного ведения и покрывается средствами
бюджетов разного уровня (например, расходы
на обеспечение правоохранительной деятельности,
социальную защиту населения, охрану окружающей
природной среды и воспроизводство природных
ресурсов, предупреждение и ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий, обеспечение деятельности
СМИ и др.).
Наибольший
удельный вес в составе расходов
бюджета субъекта федерации (около
40%) занимают ассигнования на поддержку
и развитие отраслей промышленности,
строительства, сельского хозяйства и
рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммунального
хозяйства и др.; на втором месте (более
25%) - расходы на образование, культуру
и искусство, здравоохранение и другие
цели.
При
формировании бюджета субъекта федерации
обязательно должен соблюдаться принцип
сбалансированности. Поэтому если расходы
регионального бюджета, обеспечивающие
выполнение субъектами Федерации их задач
и функций, оказываются выше доходов и
образуется дефицит бюджета, то для его
финансирования привлекаются заемные
средства; при этом субъекты Федерации
в соответствии с действительным бюджетным
законодательством могут осуществлять
только внутренние заимствования) и только
на расходы, связанные с осуществлением
инвестиционных программ и обслуживанием
регионального долга.
Роль
региональных бюджетов субъектов Российской
Федерации в экономическом и
социальном развитии заключается в
следующем.
- Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджетах регионов
Российской Федерации позволяет органам
представительной и исполнительной власти
регионов иметь финансовую базу для реализации
своих полномочий в соответствии с Конституцией
Российской Федерации. Создание финансовой
базы функционирования региональных органов
власти – главная задача региональных
бюджетов. Посредством бюджетов образуются
денежные фонды административно-территориального
образования, которые обеспечивают выполнение
задач общего для них назначения, создают
финансовую базу для осуществления функций
органов власти субъектов Федерации.
- Формирование
региональных бюджетов, сосредоточение
в них денежных ресурсов дает возможность
регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную
самостоятельность в расходовании средств
на социально-экономическое развитие
региона. Региональные бюджеты позволяют
органам власти в регионах обеспечить
планомерное развитие образовательных
учреждений, медицинских учреждений, учреждений
культуры и искусства, жилищного фонда
и дорожного хозяйства.
- С помощью
региональных бюджетов осуществляется
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий. С
этой целью формируются и реализуются
региональные программы экономического
и социального развития регионов по благоустройству
сел и городов, развитию сети дорог, содержанию
исторических учреждений культуры и др.
- Имея в
распоряжении финансовые бюджетные средства,
органы власти регионов могут увеличивать
или уменьшать нормативы финансовых затрат
на оказание государственных и муниципальных
услуг в учреждениях непроизводственной
сферы.
- Концентрируя
часть финансовых ресурсов в региональных
бюджетах, органы представительной и исполнительной
власти регионов могут централизованно
направлять финансовые ресурсы на решение
стратегических задач, развитие в регионе
приоритетных отраслей экономики, промышленности,
сельского хозяйства и социальной сферы.
- Региональные
бюджеты через финансовые ресурсы оказывают
воздействие на оптимальные пропорции
финансирования капитальных и текущих
затрат и стимулирование эффективного
использования материальных и трудовых
ресурсов, а также создание новых местных
производств и промыслов, что позволяет
создавать новые рабочие места и вносить
вклад в решение проблемы снижения безработицы
в регионе.
Характеризуя
роль региональных бюджетов, нельзя не
учитывать, что кризисные явления
в экономике страны, инфляция и
растроенность финансовой системы
не позволяют региональным бюджетам реализовать
в полной мере свое предназначение. К негативным
факторам можно отнести бюджетный дефицит.
2.1
Понятие и роль консолидированного
бюджета
Понятие
«консолидированный бюджет» было установлено
в конце 91 года законом РФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетных процессов».
Законом было установлено, что единство
бюджетной системы обеспечивается не
только единой правовой базой, единой
бюджетной классификацией, но и представлением
статистической информации.
Консолидированный
бюджет – свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ на соответствующей
территории.
Консолидированный
бюджет РФ и субъектов РФ не рассматриваются
и не утверждаются законодательными
властями всех уровней. Эти бюджеты являются
в первую очередь статистическими, служат
сводом бюджетных показателей, характеризующие
обобщенные данные по доходам и расходам,
по источникам поступления средств, направление
их использования на территории РФ в целом
и отдельных субъектов РФ.
Показатели
консолидированного бюджета используются
в бюджетном планировании, например
при определении величины нормативов
отчислений от регулирующих налогов
в бюджеты субъектов РФ и размеров
дотаций. В расчеты принимаются объекты
консолидированного бюджета административно-территориальных
объединений.
Важная
роль консолидированного бюджета проявляется
при анализе, формировании и использовании
централизованного финансового
фонда страны, т.е. сумма всех финансовых
ресурсов, поступающих в бюджетную систему.
Так
используются показатели консолидированного
бюджета, определяется степень централизации
финансовых ресурсов, создаваемых в
стране и отражаемых в сводном
балансе государства. Без расчета
показателей консолидированного
бюджета невозможно сводное бюджетное
планирование, т.к. многие показатели сводного
финансового баланса государства и территориальных
сводных финансовых балансов берутся
из консолидированного бюджета. Большую
роль играют показатели консолидированного
бюджета в перспективном планировании,
при разработке прогнозов экономического
и социального развития государства. На
основе консолидированного бюджета разрабатываются
экономико-математические модели. Показатели
консолидированного бюджета используются
при расчетах обеспеченности страны, территорий,
например бюджетные расходы на 1 жителя
на медицинское обслуживание, образование.
Эти
показатели являются критерием для
сравнительного анализа состояния
отдельных территорий. Служит для сравнения
с аналогичными показателями других государств.
Консолидированный
бюджет дополняет функцию объединения
бюджетных показателей РФ, в нем
находят отражение результаты бюджетно-финансовой
политике государства.
Список
использованных источников
- Конституция
РФ;
- Бюджетный
кодекс РФ.
Литература
- Афанасьев
М.П. Основы бюджетной системы. – М.: ГУ
ВШЭ, 2004.
- Вахрин П.И.
Бюджетная система Российской Федерации.
Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003.
- Годин А.М.,
Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная
система Российской Федерации. Учебник.
– М.: Дашков и Ко, 2003.