Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:00, контрольная работа
Главная цель разработки бюджетов – дать предприятию полную картину, из каких источников и когда будут поступать деньги, на какие цели будут использованы и каким будет финансовое состояние к концу периода. В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои бюджеты. В ходе бюджетирования выявляются внутренние резервы предприятия по эффективному использованию производственных мощностей, рациональному использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов, лучшей организации производства и т.п.
Введение 3
1. Экономическая сущность бюджетирования 5
2. Методы составления и виды бюджетов 14
3. Формирование бюджета капиталовложений 20
Заключение 25
Список использованной литературы27
Содержание
Введение |
3 |
1. Экономическая сущность бюджетирования |
5 |
2. Методы составления и виды бюджетов |
14 |
3. Формирование бюджета капиталовложений |
20 |
Заключение |
25 |
Список использованной литературы |
27 |
Введение
В настоящее время проблема совершенствования бюджетного управления является одной из самых актуальных для большинства российских предприятий. Наличие системы бюджетного управления позволяет повысить финансово-экономическую эффективность предприятия, обеспечить его финансовую устойчивость и, как следствие, позволяет предприятию сохранить и усилить свою позицию на рынке и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Главная цель разработки бюджетов – дать предприятию полную картину, из каких источников и когда будут поступать деньги, на какие цели будут использованы и каким будет финансовое состояние к концу периода. В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои бюджеты. В ходе бюджетирования выявляются внутренние резервы предприятия по эффективному использованию производственных мощностей, рациональному использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов, лучшей организации производства и т.п.
В современных условиях развития рыночной экономики значение разработки системы бюджетирования для функционирования предприятия трудно переоценить, поскольку только с его помощью руководство может определить степень влияния различных факторов хозяйственной деятельности на финансовый результат и осуществлять прогноз динамики финансовых показателей с учетом изменения определенных параметров деятельности предприятия. Эффективная система бюджетирования на предприятии позволяет выстроить прозрачную для руководства и легко управляемую финансовую структуру, решает многие типичные проблемы экономической неэффективности на крупных предприятиях, снижает вероятность дорогостоящих ошибок. Внедрение бюджетирования на предприятии позволяет ему сэкономить до 20% своих доходов за счет увеличения годового денежного потока, снижения просроченной дебиторской задолженности, увеличения загрузки оборудования и снижения кредитной массы.
1. Экономическая сущность бюджетирования
Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.
В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом «бюджет». Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций [12, с. 134].
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».
Составление бюджетов преследует следующие цели:
Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.
Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:
Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов:
Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.
План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.
Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности.
Достоинства бюджетирования:
Недостатки бюджетирования:
Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать «подводные камни»:
Недостатки сложившейся системы планирования и необходимость составления планов (бюджетов):
Кроме этого, уже в
самом процессе бюджетирования возможно
возникновение некоторых
Мы говорим о бюджетировании как об инструментарии, который используется в системе управления. Предполагается, что в компании развиты все функции, присущие данной системе: планирование, организация, мотивация, контроль и анализ.
Довольно часто бюджеты не связаны со стратегией развития бизнеса в силу отсутствия такой стратегии у компании. Это в корне неверно. На момент внедрения системы бюджетного управления фирма должна иметь хорошо проработанную миссию и стратегию развития. Причем стратегию важно выбрать в правильном направлении.
Бюджетное управление необходимо сделать децентрализованным. Начальники подразделений не должны отвечать за ресурсы, которыми они не распоряжаются и за результаты, на которые они не влияют. Другими словами, важно правильно определить центры финансовой ответственности за результаты деятельности. Для этого руководители всех уровней должны участвовать в разработке бюджетов.
Управленческие решения руководство принимает на основании информации об отклонениях от бюджета. Отклонения рассчитывают как бюджетные данные минус фактические данные. Фактические можно получить только из управленческого учета.
Следует заметить, что бюджеты сами по себе управленческой ценности не представляют. Важно знать каково отклонение от бюджета, а только потом на основании анализа этой информации принимать управленческие решения.
Из вышесказанного можно сделать
вывод, что наличие системы
Типичной ошибкой является использование фактических данных бухгалтерского учета. Информацию, представленную в бухгалтерской отчетности, невозможно использовать для бюджетного управления по двум основным причинам. Во-первых, она неоперативная, а во-вторых, в ней отсутствует нужное аналитическое представление, например, по центрам финансовой ответственности.
Таким образом, планирование и контроль должны осуществляться только на основе данных управленческого учета.
Чтобы механизм бюджетного управления эффективно функциониро-вал, им необходимо управлять. Для этого компания разрабатывает регламенты, которые содержат правила, последовательность и логику управления. Также регламенты задают динамику процесса бюджетирования, накапливают в себе опыт компании.