Неналоговые доходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:02, реферат

Описание

Цель работы состоит в изучении состава и структуры неналоговых доходов бюджета города Липецка.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение сущности и видов неналоговых доходов;
- определение роли и значения неналоговых доходов в бюджете города Липецка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность неналоговых доходов, понятие и их классификация
1.2 Роль неналоговых доходов в структуре Федерального бюджета и их место в бюджетной системе Российской Федерации
2.АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
2.1 Порядок администрирования неналоговых доходов бюджета
2.2 Порядок планирования и прогнозирования доходов бюджета
2.3.Методы мобилизации неналоговых доходов бюджета, используемые на практике органами исполнительной власти
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИ-НИСТРИРОВАНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ БЮД ПиП.docx

— 22.06 Кб (Скачать документ)

      ВВЕДЕНИЕ 

      1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      1.1 Сущность неналоговых доходов, понятие и их классификация

      1.2 Роль неналоговых доходов в  структуре Федерального бюджета  и их место в бюджетной системе Российской Федерации

      2.АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

      2.1 Порядок администрирования неналоговых доходов бюджета

      2.2 Порядок планирования и прогнозирования доходов бюджета

      2.3.Методы  мобилизации неналоговых доходов  бюджета, используемые на практике  органами исполнительной власти

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

      ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

     Основными доходами бюджетной системы Российской Федерации, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

     Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах  бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

     Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления госимуществом.

     В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.

     Цель  работы состоит в изучении состава  и структуры неналоговых доходов  бюджета города Липецка.

     Исходя  из цели, были определены следующие  задачи:

     - рассмотрение сущности и видов  неналоговых доходов;

     - определение роли и значения  неналоговых доходов в бюджете города Липецка;

     - выявление проблем и путей  увеличения неналоговых доходов.

     Предметом исследования являются неналоговые  доходы.

     Объектом  исследования является бюджет города Липецка.

     Информационно-методологической основой работы послужили работы следующих авторов: Васиной Е. С., Ливеровского А. А., Рудого К.В., М.Яндиева, законодательная база, а также официальная информация сети Internet. 

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ  БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

1.1 Сущность  неналоговых доходов, понятие  и их классификация 

     Неналоговые доходы, также как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

     Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

     порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;

     не  определены конкретные ставки, сроки  уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

     большая целевая направленность использования  поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;

     нет жесткого планирования; на практике оно  осуществляется, исходя из фактических  поступлений за предыдущие периоды  с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

     в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

     Неналоговые доходы являются платежами, которые  классифицируются по характеру их поступления  в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

     Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

     - доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности; 

     - доходы от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества,  находящегося в государственной и муниципальной собственности;

     - доходы от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

     - средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, и иные суммы  принудительного изъятия;

     - доходы в виде финансовой помощи  и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

     а также иные неналоговые доходы. Это  следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

     Нужно отметить, что в различных нормативных  документах приводится не только разный состав, но и разные группировки  неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относилась к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 года помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу «безвозмездные перечисления».

     Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

     Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

     В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

     Резервом  роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в  частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости2. 

     1.2 Источники неналоговых доходов  РФ 

     Основным  источником неналоговых доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ являются доходы от использования  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

     В рассматриваемой группе неналоговых  доходов учитываются:

     средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

     средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в  кредитных организациях;

     средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

     плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

     доходы  в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным  образованиям;

     часть прибыли государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

     другие  предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

     Имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

     Доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества и зачисляемых в соответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации); порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).

     Доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетных организаций значительно большую роль играют внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

     Штрафы, как правило, подлежат зачислению в  доходы местных бюджетов по месту  нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

     Таким образом, в трактовке Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы представлены доходами от собственности и внебюджетными  источниками государственных и муниципальных предприятий. В таком случае законодательно фактически ни к какой конкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании природными ресурсами. Вместе с тем согласно бюджетной классификации доходов бюджетов в состав доходов включены кроме налоговых и перечисленных неналоговых доходов доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и платежи при пользовании природными ресурсами. С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи "иные неналоговые доходы" (ст. 41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, по мнению многих ученых, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов к "иным" не представляется правильным.  
 
 

Информация о работе Неналоговые доходы