Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:37, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
• Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
• Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
• Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.
Введение 3
1 Образование и погашение государственного долга страны
1.1 Его сущность и причины образования
1.2 Формы и виды государственного долга
1.3 Управление им
2 Управление государственным внутренним долгом РФ
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2010-2012гг.
2.2 Основные способы погашения внутреннего долга
2.3 Специфика управления им
3. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в РФ……………………………………………………….
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение 3
1 Образование и погашение государственного долга страны
1.1 Его сущность и причины образования
1.2 Формы и виды государственного долга
1.3 Управление им
2 Управление государственным внутренним долгом РФ
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2010-2012гг.
2.2 Основные способы погашения внутреннего долга
2.3 Специфика управления им
3. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в РФ……………………………………………………….
Заключение
Список используемых источников
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Значение в практической
деятельности. Политика в области
государственных заимствований, управления
суверенными долгами для
Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
· Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
· Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
· Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.
Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из:
• Введения;
• Трех глав;
• Заключения;
• Списка используемой литературы.
Глава 1. Образование и погашение государственного долга страны
1.1 Его сущность и причины образования
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости.
В научной литературе государственный
долг определяется сложившейся к
данной дате суммой дефицита федерального
бюджета за вычетом положительного
сальдо (профицита) этого бюджета. На
практике, госдолгом считаются долговые
обязательства России перед физическими
и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного
права, включая обязательства по
государственным гарантиям, предоставленным
РФ. В развитых странах государственный
долг определяют также как общий
объем непогашенных государственных
облигаций. Рост государственного долга
наблюдается практически во всех
странах мира, что в основном объясняется
хронической дефицитностью
Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.
Основаниями для образования государственного долга являются:
• государственные и
• кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.
• предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
• факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
• соглашения и договоры
(в том числе международные), заключенные
от имени Российской Федерации или
субъекта РФ, о пролонгации и
Государственный долг Российской
Федерации полностью и без
условий обеспечивается всем находящимся
в федеральной собственности
имуществом, составляющим государственную
казну. Федеральные органы государственной
власти используют все полномочия по
формированию доходов федерального
бюджета для погашения долговых
обязательств Российской Федерации
и обслуживания государственного долга
Российской Федерации. Предоставляя для
Российской Федерации право приобретения
обязательств в режиме внутреннего
и внешнего долга, Бюджетный кодекс
устанавливает при всём этом порядок
определения количественных пределов
таких обязательств и порядок
их выполнения. В соответствии со ст.
106 Бюджетного Кодекса РФ предельные
объемы государственного внутреннего
долга и государственного внешнего
долга, пределы внешних заимствований
Российской Федерации на очередной
финансовый год утверждаются федеральным
законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год с
разбивкой долга по формам обеспечения
обязательств. Предельный объем государственных
внешних заимствований
Бюджетная, долговая и валютная
политика государства неразрывно связаны
между собой: государственный долг
влияет на экономический рост, денежное
обращение, уровень инфляции, ставки
рефинансирования, занятости, объема инвестиций
в экономику страны в целом
и реальный сектор экономики, приводит
к сокращению инвестиционных ресурсов
в экономике, нарушению воспроизводственных
процессов, снижению экономического роста.
Рано или поздно заимствования выходят
за рамки возможностей государства,
что вызывает необходимость сокращения
расходов на социальные, инвестиционные
и другие цели, не связанные с
погашением и обслуживанием долга.
Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная
и курсовая политика государства
вызывает неуверенность на финансовых
рынках в отношении инвестиционного
климата, побуждая инвесторов к выдвижению
требований более высокой премии
за риск. Это особенно касается стран,
развивающих и формирующих
1.2 Формы и виды государственного долга
Существует несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.
В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется на:
• государственный долг Российской Федерации;
• государственный долг субъекта Российской Федерации;
• муниципальный долг.
Под государственным долгом
Российской Федерации понимаются ее
долговые обязательства перед
Под государственным долгом
субъекта РФ понимается совокупность
его долговых обязательств; он полностью
и без условий обеспечивается
всем находящимся в собственности
субъекта имуществом, составляющим его
казну. Под муниципальным долгом
соответственно понимается совокупность
долговых обязательств муниципального
образования; он полностью и без
условий обеспечивается всем имуществом,
составляющим муниципальную казну.
При этом каждый бюджетный уровень
отвечает только по своим обязательствам
и не отвечает по долгам других уровней,
если они не были им гарантированы.
Для погашения своих
• внутренний долг;
• внешний долг;
Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.
Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:
• капитальный государственный долг;
• текущий государственный долг;
Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.
Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
• государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
• договоров и соглашений
о получении Российской Федерацией
бюджетных кредитов от бюджетов других
уровней бюджетной системы
• договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований - 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
1.3 Управление им
Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
• рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
• конверсия - изменение доходности займа;
• консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
• новация - соглашения между
государством-заемщиком и
• унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
• отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
• дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
• безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
• единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
• единство долговой политики
- обеспечение единого подхода
в политике управления государственным
долгом со стороны федерального центра
по отношению к субъектам
• согласованность - обеспечение
максимально возможной
• снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
• оптимальность - создание
такой структуры
• гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Информация о работе Образование и погашение государственного долга страны