Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:22, шпаргалка
Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.
Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:
Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.
Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.
Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.
Необходимые
меры для повышения экономической
безопасности России.
Разница в размерах
прямых зарубежных инвестиций в экономику
Китая и России свидетельствует
о разнице отношения
Почему по дешёвке? Потому что в России на сегодняшний день практически нулевая капитализация. Государство за годы реформ несколько раз «опускало» своих сограждан и собственную промышленность на деньги. В результате компания РАО «ЕЭС», стоившая на момент своего образования 425 млрд. долларов, во время обвала Гайдаром рубля – 102 млрд., сейчас стоит 4 – 6 млрд. долларов. «ЛУКойл» стоит 10 – 12 млрд. долларов, тогда как схожая по размеру активов компания «Шеврон» – 70 – 80 млрд. долларов. «Газпром», стоимость которого должна колебаться от 150 до 300 млрд. долларов стоит 8 млрд. И так со всеми российскими компаниями, точнее со всеми компаниями стран – участниц варшавского договора. Противник НАТО погиб в конце 80-х, теперь идёт активное поедание павшего.
Надо честно признать, что экономический курс был навязан извне. Ведь как показала практика, практически у всех крупных развивающихся стран, пользующихся советами и помощью МВФ и других международных организаций, созданных и выражающих интересы США и их союзников, развиться до уровня «большой семёрки» не удалось. Более того, внешняя задолженность таких стран как Мексика, Аргентина и Бразилия сегодня сопоставима с российской задолженностью. Хотя они гораздо дольше, чем Россия пытаются вытянуть свою экономику из долгов за счёт экспорта.
Значит, можно надеяться только на собственные силы. А скрытые резервы имеются, ведь по разным оценкам из страны утекло за последние годы только в денежной форме от 150 до 350 млрд. долларов.
Ниже перечислены некоторые меры, способствующие укреплению экономической безопасности.
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.
Либерализация
внешнеэкономической
Экономические методы играли крайне ограниченную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Например, применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное исполнение продукции. Но на импортируемую продукцию при продаже ее на внутреннем рынке распространялись цены на аналогичную продукцию отечественного производства. При этом учитывались различия в показателях качества и потребительских свойств импортных и отечественных товаров и применялись надбавки к внутренним ценам, дифференцированные по группам стран-экспортеров.
Таможенные пошлины и сборы использовались как вспомогательное средство регулирования внешнеторгового обмена. Проблема экономического обоснования их уровня не считалась актуальной. Экономическая эффективность экспорта и импорта определялась по суммарному доходу, получаемому государством от внешней торговли. При этом во внимание принимались не только общий доход в денежном выражении, но и влияние внешней торговли на социально-экономическое развитие страны, значимость экспортируемой и импортируемой продукции.
Сравнительная эффективность экспорта различных товаров определялась путем сопоставления затрат на приобретение определенного количества экспортных товаров у отечественных производителей по внутренним оптовым ценам к выручке от продажи этих товаров на мировом рынке в долларах. Чем меньше была суммарная стоимость товаров во внутренних оптовых ценах, которые следовало продать для получения 1 тыс. или 1 млн. долл., тем выше считалась экономическая эффективность экспорта соответствующего товара. Но и в данном случае этот показатель не являлся единственным и решающим, учитывались прежде всего ресурсы товаров и их дефицитность, стратегическая ценность и т.п. Дефицитные товары, жизненно важные для страны, как правило, не вывозились, или их экспорт жестко лимитировался государственными планами.
В целом применяемое в тот период плановое регулирование внешнеторговых связей не может оцениваться односторонне. Несомненным преимуществом его являлось доминирование государственных общественных интересов. При определении экспорта и импорта учитывалась в первую очередь народнохозяйственная значимость продукции, важность ее с точки зрения перспектив развития страны, а не сиюминутная коммерческая выгода того или иного импортера или экспортера. Так, в структуре импорта приоритетом пользовались передовая техника, лекарства, бытовая электроника и предметы роскоши, которые стали пользоваться особым вниманием импортеров в настоящее время. Резко ограничивался импорт товаров, потребности в которых полностью удовлетворялись за счет внутреннего производства. Экспортировались, как правило, товары, которыми был насыщен внутренний рынок, а также в значительных количествах сырье и энергоносители. Эффективно решалась проблема контроля за качеством импортируемых товаров. защиты отечественного рынка от вредных и опасных товаров, борьбы с контрабандой.
В целом развитие внешней торговли страны в тот период способствовало наращиванию экономического потенциала, повышению уровня благосостояния всего населения, укреплению экономической безопасности государства.
Мощный машиностроительный комплекс гарантировал технологическую безопасность страны. ее относительную независимость в части наращивания и развития производственных возможностей страны от конъюнктуры мирового рынка. Сырьевая и топливно-энергетическая безопасность основывалась не только на колоссальных естественных ресурсах страны, но и на ее способности наращивать их добычу и переработку, используя преимущественно отечественную технику, а также машины и оборудование, получаемые из стран СЭВ.
Обеспеченность страны продовольствием в условиях быстрого увеличения среднедушевого потребления основных продуктов питания достигалась прежде всего за счет развития собственного агропромышленного комплекса. Значительный рост закупок зерна на Западе был вызван главным образом растущей потребностью в фураже в связи с развитием животноводства. Но доля импорта продуктов питания из развитых стран Запада была сравнительно невелика, и государство обеспечивало свою продовольственную безопасность.
За 1960-1985 гг. сальдо внешней торговли было положительным на протяжении -1 года и отрицательным только за 4 года (1964, 1972. 1975-1976 гг.), что сохраняло валютно-финансовую безопасность страны и сравнительно небольшую величину ее внешнего долга - около 16 млрд. долл. Но эта задолженность многократно (до 5 раз) перекрывалась суммой, которую были должны нашей стране другие страны, при этом лишь часть этих долгов могла быть отнесена к разряду сомнительных (долги Эфиопии Анголы, Вьетнама и т.п.); основная масса долга приходилась на вполне надёжных и кредитоспособных должников - Ирак, Ливию, Египет, Индию и др. Необходимо иметь виду также крупный золотой запас, которым располагала страна, что спосооствовало укреплению ее экономической безопасности.
Но
государственная монополия
Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. был провозглашен курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности, направленную на ее стимулирование. стабилизацию внутреннего рынка и привлечение иностранных инвестиций. Указ разрешал всем зарегистрированным на территории страны предприятиям и объединениям, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую, в том числе посредническую, деятельность без специальной регистрации. Отменялись все ограничения на бартерные операции, отсутствовали лицензирование и квотирование импорта и экспорта определенного перечня товаров и услуг. Уполномоченным банкам было разрешено открывать валютные счета юридическим и физическим лицам. Вводился определенный порядок продажи ЦБ России части валютной выручки для формирования валютного резерва страны. Предполагалось, что все это будет способствовать успешной реализации радикальных экономических реформ и развитию внешнеэкономической деятельности, повышению ее эффективности, ускорению интеграции экономики страны в мировое хозяйство.
Однако
радикальные экономические
Информация о работе Общее понятие экономической безопасности страны