Организация бюджетного процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:12, реферат

Описание

Бюджетный процесс в РФ регулируется Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» (10.10. 1991г.) и др. Законами РФ, законами республик в составе РФ и др.
Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс.docx

— 18.66 Кб (Скачать документ)

2. Организация  бюджетного процесса в РФ

Бюджетный процесс в РФ регулируется Законом РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса РСФСР» (10.10. 1991г.) и др. Законами РФ, законами республик  в составе РФ и др.

Бюджетное регулирование  является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование  представляет собой перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  различных уровней.

Продолжительность бюджетного процесса:

·1 и 2-ая стадии - более года;

·3-я стадия (с 1.01 - 31.12)  - год;

·4-я стадия - полгода.

Для завершения исполнения бюджета  кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период - 1 месяц, в течении которого должны быть закончены операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Существует понятие счетный период - это финансовый год вместе с льготным периодом. 

 

Бюджетный процесс организуется в соответствии с рядом принципов (Рис.1). 

 

 

  

 

  


 

 

  

 

 

 

Рис.1

Принципы организации  бюджетного процесса 

 

Единство - наличие единой правовой базы, единой бюджетной классификации, единства бюджетной документации, единства денежной системы.

Самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием соответственных источников дохода и правом определять направления использования.

Балансовый  метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также натуральными и финансовыми показателями. Метод создает устойчивость бюджета, обеспечивает сохранение необходимых пропорций в распределении средств. 

 

Этапы бюджетного процесса в РФ 

 

I.   Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Этой работе предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ).

СФБ выражает финансовую программу  в общем виде, отражает требования финансовой политики, структура доходов  и расходов СФБ приближается к  бюджету.

Бюджет выражает финансовую программу конкретно. Сфб - позволяет органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетные расходы и делать расчеты для определения доходов бюджета.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов ведется  Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами.

При составлении  бюджета используются методы:

метод экономического анализа - определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий, выявляет причины отклонений;

нормативный метод - в основе норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму получают общую сумму расхода;

экстраполяционный метод - определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предшествующие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 

 

II. Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субьектов федерации и местными органами самоуправления).

Проект бюджета. Полученный Советом Гос. Думы направляется в  Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании  заключения комитет решает вопрос о  принятии проекта федерального закона «О федеральном бюджете» к рассмотрению в Гос. Думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, Комитетам  Думы для внесения замечаний и  предложений, а также в Счетную  Палату на заключение.

Получив заключение от каждого  комитета, Комитет Гос. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту и представляет его на рассмотрение в Гос. Думу, которая начинает его рассмотрение в нескольких чтениях.

При необходимости Правительство  РФ направляет в Думу изменения и  дополнения в заключительные акты о  налогах.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Гос. Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами субьектов Федерации.

Во  втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего обьема расходов, утвержденных в 1-ом чтении.

В третьем чтении отражаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах утвержденных во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

В четвертом чтении - рассматривают поправки к законопроекту; поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.

На пленарном заседании  Гос. Думы законопроект ставят на голосование  в целом.

Принятый Гос. Думой Закон  в соответствии с Конституцией в  течении 5 дней со дня принятия должен  быть передан на рассмотрение Советом Федерации.

Закон о бюджете считается  одобренным, если за него проголосовало  более 50% от общего числа членов палаты, либо, если в течении 14 дней он не был  рассмотрен Советом Федерации.

При отклонении его Советом  федерации обе Палаты парламента создают Согласительную комиссию, после  чего закон повторно рассматривает  Дума.

В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации закон  считается принятым, если при повторном  голосовании он набрал не менее 2/3 от общего числа голосов депутатов  Думы. 

 

III. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета.

Важнейшая задача исполнения - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и др. платежей.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся за счет дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изьятию не подлежит. Используется - по рассмотрению соответствующего органа власти.

Потери в доходах  и издержках - не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.

Работа по исполнению бюджета  ведется Минфином РФ, Гос. Налоговой  службой РФ и Гос. Таможенным комитетом  РФ и их органами на местах.

При исполнении бюджета распределение  всех видов платежей и ассигнований ведется по бюджетной росписи доходов и расходов, которая представляет собой основной оперативный план распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации.

Бюджетная роспись Федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ.

Организуя исполнения бюджетов и внебюджетных фондов вложена на новую структуру Минфином РФ - Федеральное Казначейство РФ.

Переход от банковской к казначейской  системе исполнения бюджета означает. Что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными и финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства.

Казначейство обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Все платежи из федерального бюджета осуществляется с единого счета Федерального казначейства. Все другие счета, опосредующие движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, т.е. не иметь переходящих остатков. Это означаетзакрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субьектов, выполняющих работы для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.

Наличие казначейской системы  позволит наиболее рационально проводить  оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого  этапа исполнения федерального бюджета.

IV. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.         

 Работа по составлению  отчетов возложены на Минфин  РФ и его финансовые органы, Гос. Налоговую службу и ее  налоговые инспекции, Гос. Таможенный  комитет и его органы. Отчеты  направляются соответствующим органам  Гос. Власти. Отчет о федеральном  бюджете РФ докладывается Федеральному  собранию РФ, который его утверждает.

Для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета  Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату, состав и порядок  деятельности Счетной палаты определяется федеральным законом. 

 

 

 


Информация о работе Организация бюджетного процесса в РФ