Организация бюджетного учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:49, лекция

Описание

Учитывая многовариантность организации финансово-хозяйственной деятельности как продолжающих функционировать, так и новых организационно-правовых форм участников бюджетного процесса, для каждой из таких форм необходимо было до конца 2010 года сформировать и утвердить Типовой План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению.

Работа состоит из  1 файл

Лекция. Организация бюджетного учета в РФ.docx

— 27.09 Кб (Скачать документ)

     Организация бюджетного учета  в РФ 

     В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

     Учитывая  многовариантность организации финансово-хозяйственной деятельности как продолжающих функционировать, так и новых организационно-правовых форм участников бюджетного процесса, для каждой из таких форм необходимо было до конца 2010 года сформировать и утвердить Типовой План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению.

     Вместе  с тем, принимая во внимание сквозной характер бухгалтерского учета в  бюджетной сфере, применяемый в  ней План счетов должен быть единым. Поэтому Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н утверждены Единый План счетов для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению), в котором учтены все особенности бухгалтерского учета всех участников бюджетного процесса.

     На  основании данного Приказа №157н  планируется разработка трех инструкций по бухгалтерскому учету для каждого  вида учреждений: казенных, бюджетных (нового типа) и автономных.  
Текст Приказа №157н размещен на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в разделе "Бюджет", в подразделе "Реализация Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ "О внесении изменений..."  

     Таким образом, с 1 января 2011 года вступили в силу новые нормативные документы по бюджетной классификации, бухгалтерскому учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений:

     -         приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 г., № 19452);

     -         приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2011 г. № 19593) и письма Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396 «Таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета, применяемых в 2010 и 2011 годах»;

     -         приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, Государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19658);

     -         приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2011 №19669);

     -         приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.02.2011 №19713);

     -         приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19693);

     -         Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

     Приказом  Минфина РФ от 01.12.2010 №157н утверждены Единый План счетов для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, в котором учтены все особенности бухгалтерского учета всех участников бюджетного процесса.

  1. Принципы ведения бюджетного учета

     В Приказе №157н п.3 перечислены основные принципы ведения бухгалтерского учета (не были отмечены в Приказ № 148-н.):

  • двойной записи;
  • метода начисления;
  • непрерывности деятельности;
  • полноты отражения информации (полноты);
  • прозрачности (открытости);
  • сопоставимости;
  • стабильности и (или) преемственности рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • надежности (достоверности);
  • раздельного учета имущества;
  • разделения ответственности по обязательствам.
 

     Более подробно о каждом.

  • Метод двойной записи - бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов, осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета государственного (муниципального) учреждения;
  • метода начисления - бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
  • непрерывности деятельности - бухгалтерский учет ведется исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;
  • полноты отражения информации (полноты) – информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего Плана счетов учреждений, должна быть полной, с учетом существенности и эффективности затрат на нее;
  • прозрачности (открытости) – информация об имуществе, обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных законодательством Российской Федерации для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации);
  • сопоставимости - данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственных (муниципальных) учреждений различных типов, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды их деятельности;
  • стабильности и (или) преемственности рабочего плана счетов бухгалтерского учета - рабочий план счетов государственного (муниципального) учреждения, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются учреждением непрерывно и могут быть изменены с обеспечением сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);
  • надежности (достоверности) - в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. В целях настоящей Инструкции существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;
  • раздельного учета имущества – имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается в бухгалтерском учете обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения;
  • разделения ответственности по обязательствам – обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество, отражаются в бухгалтерском учете учреждений обособленно.
 
     
  1. Организационные вопросы.

    Приказ  № 148-н. 

     п.3. – регламентирует ведение бюджетного учета на основании первичных учетных документов и учетных регистров.

       В Приказе №157н

     п.7 - 18. – ведение бюджетного учета осуществляется в рамках общих требований действующего законодательства по документированию хозяйственных операций, учреждениям предоставлена самостоятельность в применении тех или иных форм первичных учетных документов, а также разработке в рамках формирования своей учетной политики нетиповых форм данных документов.

     Кроме того, детально прописаны процедуры  внутреннего контроля за формированием, учетом и хранением первичных  учетных документов . 

     
  1. Структура Единого Плана (Плана) счетов бухгалтерского (бюджетного) учета

     Приказ  № 148-н.

     Номера  счетов бюджетного учета состоят  из 26 разрядов, включая коды бюджетной  классификации (1-17 разряды), вида финансового  обеспечения (18 разряд), синтетического счета (19-21 разряды), аналитического счета (22-23 разряды) и КОСГУ (24-26 разряды).

          Приказ № 157н

     Номера  счетов бухгалтерского учета в Едином Плане счетов состоят из 5 разрядов, включая коды синтетического счета (19-21 разряды) и аналитического счета (22-23 разряды).

  1. Коды видов финансового обеспечения
 

       В Приказе №157н перечень кодов видов финансового обеспечения (18 разряд) расширены с трех (Приказ № 148-н) до восьми позиций, охватывающих потребность всех видов государственных (муниципальных) учреждений

  • 1 – бюджетная деятельность;
  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные   доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – бюджетные инвестиции;
  • 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;
  • 8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах.
 

    5. Формирование учетной  политики учреждения 

     В Приказе №157н

     п.6 … Субъект учета, в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, государственную учетную политику, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.  
Правовыми актами субъекта учета, устанавливающим в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждаются:  
•рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые субъектом учета счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

•методы оценки отдельных видов имущества  и обязательств;  
•порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;  
•правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным в учреждении графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;  
•формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, утвержденные Министерством финансов РФ;  
•формы документов управленческого учета и внутренней отчетности субъекта учета, содержащие обязательные реквизиты первичного учетного документа, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации;  
•порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

•иные решения, необходимые для организации  бухгалтерского учета. 

     В Приказе  №148н   таких положений нет. 
 
 
 
 
 

2011 года фирмой "1С" выпущен новый программный продукт "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8", предназначенный для автоматизации бухгалтерского учета государственных учреждений любого типа: казенных, бюджетных и автономных, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъекта Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда.

Информация о работе Организация бюджетного учета в РФ