Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:26, реферат
Последнее десятилетие на бюджетный процесс и бюджетную политику действуют разнонаправленные факторы.
Можно выделить три этапа бюджетного реформирования. Первый – 1995-1998 гг. (до дефолта), второй – 1999-2000 гг. – последствия дефолта и третий – 2001-2005 гг. – период стабилизации. Первые два этапа характеризовались кризисной ситуацией, как в экономике, так и в бюджетном процессе.
Последнее десятилетие на бюджетный процесс и бюджетную политику действуют разнонаправленные факторы.
Можно выделить три этапа бюджетного реформирования. Первый – 1995-1998 гг. (до дефолта), второй – 1999-2000 гг. – последствия дефолта и третий – 2001-2005 гг. – период стабилизации. Первые два этапа характеризовались кризисной ситуацией, как в экономике, так и в бюджетном процессе.
Основные причины бюджетного
кризиса заключались в
Однако необходимость бюджетных реформ не отпала. Оздоровление государственного бюджета необходимо проводить по трем основным направлениям:
- увеличение его доходной базы;
- реструктуризация расходной части бюджета;
- совершенствование бюджетных процедур в области ценных бумаг;
- реформирование межбюджетных отношений.
1. Основные направления бюджетной реформы
1.1 Увеличение доходной базы бюджета
Возможности наращивания
доходов бюджета за счет увеличения
номинального налогового бремени в
настоящее время исчерпаны. Поэтому
основной прирост доходов бюджета
можно получить только за счет значительного
сокращения налоговых льгот и
совершенствования бюджетных
- совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечения нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;
- пересмотр и отмену некоторых налоговых льгот;
- объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;
- совершенствование норм и кодификацию правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательств;
- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением экономических операций, повышение ответственности граждан за уклонение от налогов.
Необходимо также четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего, введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов на федеральном уровне, определение общих принципов действия этих налогов и предельных значений их ставок.
Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы должны иметь право в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величины подоходного налога по внешним признакам богатства.
Важнейшее значение для стабилизации
налоговой и бюджетной системы
страны имеет пересмотр и
Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и «прозрачность», не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогообложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухучета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции.
Борьба с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должна вестись через ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».
Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:
• законодательно обеспечить преимущество налоговых платежей при установлении порядка списания средств со счета предприятия-должника;
• наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;
• осуществлять процедуру
банкротства при наличии
• установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;
• отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;
• наладить индивидуальную
работу с крупными неплательщиками
налогов путем установления налоговых
постов, введения представителей налоговой
администрации в аппарат
• предусмотреть возможность оплаты налогов за счет средств, полученных от продажи пакетов акций предприятий-должников, в том числе за счет выпуска новых акций.
Скорейшее введение в действие перечисленных мер позволит существенно повысить собираемость налогов, соотнести налоговую систему с задачами достижения экономического роста.
1.2 Реструктуризация бюджетных расходов
Процедура составления проекта бюджета должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета по финансированию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.
Предстоит сокращение числа бюджетополучателей, так как наличие более 140 прямых получателей средств из федерального бюджета в настоящее время делает его трудноисполнимым. Бюджетные средства должны распределяться по перечню, ограниченному количеством федеральных органов исполнительной власти, а остальные бюджетные учреждения должны быть включены в состав профильных министерств и ведомств. Это позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного круга министерств и ведомств.
Большая ответственность за исполнение бюджета возлагается на региональные власти и органы местного самоуправления. Кроме того, они наделены и большей самостоятельностью.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем. Среди расходов приоритетного характера следует выделить следующие:
- социальные расходы, доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также выделяются приоритеты: расходы на выплату пенсий, культуру и искусство;
- военные расходы, уровень финансирования которых сохранится. Среди военных расходов приоритетны расходы на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, разработки новейших образцов оружия как основы модернизации Вооруженных Сил. Значительные затраты потребуются на обеспечение выходными пособиями и жильем увольняемых из Вооруженных Сил военнослужащих, без чего не удастся осуществить начальный этап военной реформы;
- расходы на обеспечение государственной безопасности, борьбы с терроризмом, чрезвычайными случаями;
- расходы на реструктуризацию угольной отрасли с целью ликвидации убыточных шахт и разработку мероприятий по социальной защите шахтеров.
1.3 Совершенствование бюджетных процедур в области ценных бумаг
С развитием рынка
• пересмотреть политику заимствований за счет внутренних источников таким образом, чтобы добиться снижения реальной процентной ставки по государственным ценным бумагам до уровня, покрывающего рост инфляции;
• качественно изменить суть политики государства на рынке государственных ценных бумаг. Для этого во главу угла должны быть поставлены не потребности бюджета, а ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего долга государства, должны быть изменены некоторые принципы работы государства на финансовом рынке;
• создать финансовый резерв Минфина РФ, предназначенный для активных операций на рынке ценных бумаг с целью сглаживания ценовых колебаний, осуществления целенаправленной политики по реструктуризации портфеля ценных бумаг, принадлежащих инвесторам, и улучшения платежного графика.
Анализ причин бюджетного кризиса показывает, что до тех пор, пока в РФ не будет полномасштабной системы цивилизованных бюджетных процедур, существует опасность воспроизводства бюджетного кризиса. В этих условиях Правительство РФ предлагает:
• осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, доводимых до бюджетополучателей. Это упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными и упорядочит запросы министерств и ведомств;
• увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации. При этом в каждый последующий финансовый год необходимо вносить коррективы в составляемый и ежегодно уточняемый трехлетний финансовый план. Это позволит более четко определять приоритеты бюджетной и налоговой политики, прогнозировать стратегию на финансовых рынках и размеры внешних заимствований;
• разработать цивилизованную процедуру урезания расходов, создать системы достаточных резервов, необходимых для оперативного реагирования на изменяющуюся ситуацию;
• обеспечить полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
• внедрить в практику распределение бюджетных средств на конкурсной основе;
• совершенствовать систему государственного финансового контроля с определением координирующих в этой сфере органов ветвей власти, восстановлением ведомственного финансового контроля, контролирующей вертикали, ужесточением санкций за незаконное и нецелевое использование государственных средств.
1.4 Реформирование межбюджетных отношений
Современное состояние межбюджетных отношений требует серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ не привела к выравниванию уровней социально-экономического развития регионов. Нарастает зависимость регионов от помощи федерального бюджета.
В таких условиях необходимы
коренные изменения трансфертной политики,
направленные на повышение финансовой
самостоятельности и
Намечается повысить финансовую самостоятельность бюджетов субъектов РФ. При этом безусловным должен быть принцип возмещения субъектам РФ расходов, вызванных принятыми решениями на федеральном уровне.
Для повышения заинтересованности
регионов в наполнении федерального
бюджета доходами должна быть установлена
зависимость получения
Следует исключить практику многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъекта РФ. Вся поддержка по текущим бюджетным расходам должна осуществляться через федеральный фонд финансовой поддержки регионов по единой методике. В федеральном бюджете следует предусматривать капитальные субвенции, определяемые по единой формуле, направляемые на развитие инфраструктуры субъектов РФ.
Для повышения заинтересованности регионов в наращивании налогооблагаемой базы и в условиях среднесрочного бюджетного прогнозирования на региональном уровне требуется обеспечить стабильность устанавливаемых в рамках межбюджетных отношений нормативов отчислений от ФФП регионов. Их следует закрепить, как правило, на три года с фиксацией на тот же срок удельного веса ФФП регионов в доходной части федерального бюджета. Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом будут: