Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной политики в РФ, теоретическое обоснование необходимости ее совершенствования и выработка практических рекомендаций по созданию адекватного современному периоду развития страны инструментария бюджетного финансирования социальной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование.
1.1Социальная политика в России: сущность, объекты, источники финансирования…………………………………………………………….…4-10
1.2. Управление финансами социальной политики………………………..10-16
1.3. Планирование расходов бюджета на социальную политику………...17-19
1.4. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………..19-24

Заключение…………………………………………………………………...48-49
Список используемой литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с российским законодательством  допускается делегирование полномочий по социальному обслуживанию и социальной защите населения органам местного самоуправления с предоставлением субвенций из вышестоящих бюджетов на финансовое обеспечение этих полномочий. Объем субвенции определяется исходя из норматива расходов, рассчитанного в соответствии с методикой, утвержденной Законом о наделении органа местного самоуправления государственным полномочием, и численностью населения, которому предоставляется социальное обслуживание или меры социальной поддержки, и утверждается Законом о бюджете на соответствующий финансовый год. 

Таким образом, формы и методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от целого комплекса факторов, включая виды расходных обязательств, источники  их финансирования, систему межбюджетных отношений. Социальная политика должна быть эффективной, отвечать принципу адресности, равенства, что предполагает поддержание установленных стандартов, включает в себя помощь малообеспеченным, социальную интеграцию. Важнейшая роль в финансовом обеспечении мероприятий социальной политики отведена федеральному и региональным бюджетам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пособия в связи с рождением ребёнка. 

При рождении второго ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что  является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, стоимости родового сертификата в период беременности до 3 тыс. рублей, в период родов до 6 тыс. рублей, в период диспансерного наблюдения за ребенком в течение первого года жизни – до 2 тыс. рублей. 

Размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  на первого ребенка до 1,5 тыс. рублей, на второго и последующих –  до 3 тыс. рублей неработающим женщинам. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи. 

В соответствии с указом Президента РФ и законом  РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также  и они не составляют значительного  капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары. 

Пособия по безработице - это особая форма  выплат. Эти пособия в России появились  не так давно. Нет отлаженного  механизма “присваивания звания”  безработного и выплаты этого  пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице невелико, и его получение связано с большими сложностями.

Стипендии. 

 Жизнь  студента на стипендию не возможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно. 

Пенсионная  система. 

Несмотря  на то, что сравнительно недавно  была проведена пенсионная реформа, ключевые проблемы в этой сфере остаются нерешенными.  

Трудности пенсионной системы вызваны сочетанием нескольких проблем. Прежде всего, ухудшаются демографические показатели: растет число пенсионеров, приходящихся на одного работника. Вторым важным фактором служит «неформальная занятость». Соотношение между числом наемных работников к общему числу занятых в экономике упало с 81% в 1999 году до 71% в 2008 году. Третьей причиной ухудшения ситуации в пенсионной сфере служит постепенное увеличение доли взносов, направляемых на финансирование накопительной части пенсий. Эта доля превысила в 2008 году 9% части социальных налогов и взносов, предназначенных для финансирования пенсионной системы. 

Результатом действия перечисленных факторов стал расширяющийся разрыв между пенсиями и зарплатой. За период 2002-2008 гг., прошедший  с начала реформы, рост средней зарплаты в реальном выражении (составивший 111%) вдвое превысил рост реальной пенсии (54%). В результате всего за шесть лет коэффициент замещения (соотношение средней величины трудовой пенсии к средней зарплате) упал почти на 9 процентных пунктов: с 31,6% в 2002 г. до 22,8% в 2008 г. Кроме того, несмотря на рост реальных размеров пенсий, их величина все еще не намного превышает прожиточный минимум пенсионера.  

Пытаясь противостоять этой тенденции, правительство  выделяет все большие трансферты в пенсионную систему. Это замедляет  падение коэффициента замещения (т.е. соотношения средней пенсии и зарплаты), однако имеет и определенные негативные последствия. С одной стороны, пенсионная система все дальше уходит от страховых принципов – все большая часть пенсионных выплат финансируется не за счет пенсионных взносов,  а из общих доходов бюджета. Сохранение данной тенденции, с одной стороны, будет означать нарастающую нагрузку на федеральный бюджет, а с другой стороны ослабит связь между трудовыми доходами и величиной пенсий. 

В некоторых  местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований. 

Социальная  жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной  стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с  другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.  

Существуют  проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут  устроиться на работу по специальности, а квалифицированные специалисты  уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения. 

Среди частных проблем совершенствования  социальной политики основными являются следующие: 

·     стабилизация финансового положения  государственных внебюджетных социальных фондов; 

·     расширение источников финансирования социальных услуг; 

·     внедрение адресной системы социальной поддержки населения; 

·     введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения. 

Все эти  и другие явления социальной жизни  страны негативно влияют на экономическое  и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям  необходимо продолжение или переход  к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.

Информация о работе Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование