Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, реферат
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц (соответственно индивидуальных аудиторов и аудиторских фирм).
Она направлена на осуществление в соответствии с действующим законодательством независимых проверок хозяйственных процессов, финансовых операций, показателей в бухгалтерской отчетности и иной документации на их соответствие установленным нормативно-правовым актам.
Организация, порядок и принципы проведения аудита
Основная задача аудита – сбор достоверной информации производственно-финансовой деятельности предприятия и формирование на основе данной информации выводов о финансовом положении предприятия, о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.
Принципы, регулирующие аудит, делятся на две основные группы: профессиональной этики и методологические принципы.
Принципы профессиональной этики в обязательном порядке должны учитываться при проведении аудита.
Методологические принципы могут носить обязательный и рекомендательный характер. Обязательный или рекомендательный характер регламентируется конкретными стандартами аудита.
Основными принципами, которыми должен руководствоваться аудитор, являются:
Независимость, честность и объективность. При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц.
Честность должна быть основной чертой характера аудитора, необходимой для профессионального признания. Это качество, на котором основывается доверие заказчика, общества, по которому аудитор должен выверять все свои решения. Честность требует от аудитора соблюдения принципов объективности, независимости и надлежащего внимания.
На независимость аудитора влияют ряд объективных факторов. К основным из них относятся:
Принимая решение о запрете какого-либо типа отношений аудитора с клиентами, необходимо оценивать как размер угрозы для независимости аудитора, так и противодействующие этой угрозе силы.
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторских организаций, в которых они работают.
Объективность выводов основывается на непредвзятом, внимательном изучении состояния дел на предприятии, результатов его производственно-финансовой деятельности, использовании достоверных данных и надежных аналитических методов при проведении экономического анализа и составлении аудиторского отчета по результатам проверки. Таким образом, внимание к интересам клиента не должно мешать исполнению долга аудитора перед обществом, который заключается в сохранении независимости, честности и объективности. Такая двойная ответственность – и перед клиентом, и перед обществом – требует высокого уровня этического сознания и поведения.
Доброжелательное отношение к клиентам предполагает отсутствие тенденциозности, которая могла внести элемент предубежденности, и отрицательно отразиться на характере проводимых проверок, а также на взаимоотношениях с клиентами. При оказании консультационной помощи аудитор должен стремиться к максимальной защите интересов клиентов, отыскивать и рекомендовать пути, облегчающие их коммерческую деятельность. Ни в коем случае аудитор не должен превращаться в сборщика отрицательных фактов, разоблачителя и обвинителя. Имеющиеся замечания в адрес клиента должны быть доведены до него в максимально корректной форме как пожелания, советы, рекомендации и т.п. Необходимо помнить о том, что и у клиента, и у аудитора, в конечном счете, одни и те же цели – это эффективное функционирование рыночной экономики.
Аудитор должен быть вежливым и предусмотрительным с клиентом. И хотя такт и дипломатичность очень важны, у клиента должна быть полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам, ни один профессионал не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение.
Профессионализм и компетентность. Аудитор должен обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности, знании и навыков для оказания аудиторских услуг.
Профессиональная
Приобретение профессиональной компетентности предполагает наличие высшего экономического или юридического образования, стажа работы по специальности не менее пяти лет и лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.
Поддержание профессиональной квалификации аудиторов подразумевает постоянное обновление знаний путем систематического изучения утвержденных и принятых законодательных, нормативных и инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а также посредством участия в семинарах по различным вопросам финансовой, экономической деятельности.
Конфиденциальность. Аудитор обязан строго соблюдать и хранить производственные и коммерческие секреты своих клиентов, ни в коей мере не разглашать их с тем, чтобы не нанести клиентам ущерба.
За разглашение секретов своих клиентов аудитор несет ответственность по закону, а также моральную ответственность перед коллегами согласно профессионально-этическим нормам.
Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Аудитор может сообщать информацию о деятельности контролируемого предприятия (фирмы) по просьбе руководящих органов фирмы, согласно решению общего собрания акционеров, в соответствии с решением суда, а также органам Государственной безопасности, если в процессе аудирования будут установлены факты нарушения государственной тайны.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
На организацию и планирование аудита учета финансовых результатов оказывает влияние целый ряд факторов. Одним из таких факторов является размер коммерческой организации.
Вопросы аудита учета финансовых результатов в коммерческих организациях-субъектах малого предпринимательства в настоящее время являются недостаточно изученными. Частично специфика деятельности и влияние ее на процесс аудита отражены в Положении по международной практике аудита № 1005 «особенности аудита малых предприятий», а также в российском правиле-стандарте «Особенности аудита малых экономических субъектов, одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г.
Вопросы аудита учета финансовых результатов являются чрезвычайно актуальными для субъектов малого бизнеса. По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 - 12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства - 15 - 17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50 - 55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30 - 35 малых предприятий, в России - около.
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. В соответствии Федеральным законом от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, которые удовлетворяют 3 основным критериям:
1) в уставном капитале доля участия РФ и субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов;
3) доля, принадлежащая
одному или нескольким
4) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В странах ЕС и США существует деление предприятий на следующие категории: микропредприятия (до 10 чел.), малые (от 11 до 50 чел.) и средние предприятий (от 51 до 250 чел. - в ЕС, от 51 до 500 чел. - в США). Для каждой категории предприятий предусмотрена своя система отчетности того уровня детализации, который соответствует размерам предприятия.
Согласно статистическим данным в РФ доля предприятий с численностью до 10 чел. составляет 73,5%, а с численностью до 50 чел. составляет 98%. На 1 января 2003 года в Ростовской области насчитывалось 25219 функционирующих малых предприятий. К концу 2005 года количество функционирующих малых предприятий составило 29099 единиц. Данный сектор играет важную роль в экономике Ростовской области. Так, выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС и акциза) по всем видам деятельности в 2002 году составил 31738,9 млн. рублей, или 18,5 процента от выпуска продукции, работ, услуг всех предприятий Ростовской области (крупных, средних, малых), занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Произошел рост инвестиций, направляемых малыми предприятиями в основной капитал. В 2002 году объем инвестиций составлял 1849,4 млн. рублей, к концу 2005 года данный показатель вырос почти в 4 раза, составив 7261,3 млн. рублей.
Малый бизнес активно участвует в формировании консолидированного бюджета Ростовской области. Объемы налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в Ростовской области в 2005 году составили 1 816 666,4 тыс. руб., что почти в 4 раза больше чем в 2003 году. За последние 4 года сальдированная прибыль малых предприятий Ростовской области увеличилась на 22%.
Количество субъектов
малого предпринимательства в
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям Ростовской области за три года возросла на 13,6 процента, составив к концу 2005 года 185,2 тысяч человек. Доля оборота малых предприятий в обороте по полному кругу предприятий составила по последним данным 43,6% (в аналогичном периоде прошлого года – 38,8%). В таких сферах деятельности как оптовая и розничная торговля доля оборота составляет 67,3% и 33,4 % соответственно. За последние 4 года сальдированная прибыль малых предприятий увеличилась на 22%.
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях малого бизнеса в 2002 году составлял 1991,2 рубля. За 3 года ежегодный прирост по данному показателю составлял от 22% до 31%. Таким образом, к концу 2005 году размер среднемесячной заработной платы составлял уже 4176, 2 рубля. В 2006 году размер зарплаты увеличился до 5593,2 руб.
Государственная поддержка
бизнеса стимулирует
Все вышеизложенное свидетельствует о важной роли малого предпринимательства в экономике России и регионов. Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса. «Поэтому важнейшей задачей при совершенствовании законодательства о поддержке малого предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый бизнес, в том числе в целях применения упрощенной системы налогообложения, с учетом аффилированных компаний (лиц).
К числу показателей, ограничивающих применение УСН в гл. 26.2 НК РФ в частности относится доля участия других организаций, которая не должна превышать 25%. Вместе с тем ограничение по участию других организаций не учитывает возможность косвенной аффилированности или аффилированности с физическим лицом.
В настоящее время государство приходит к необходимости принятия жестких меры по противодействию разукрупнению организаций, что резко сократит число субъектов, применяющих УСН и компенсирует потери бюджета. В результате, чего будет обеспечено целевое применение упрощенной системы налогообложения - стимулирование в стране развития малого предпринимательства.
Как показывает опыт среди клиентов аудиторских фирм очень много некрупных организаций с небольшой стоимостью активов и малым количеством сотрудников. Небольшие по размеру и объему операций организации, тем не менее, подлежат обязательному аудиту, в соответствии со ст. 7 федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. Также следует упомянуть не только об обязательном, но и о инициативном аудите, и сопутствующих аудиту услугах.
Информация о работе Особенности аудита коммерческих организаций