Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:45, реферат
Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная.
1. Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
ФРГ и РФ: сравнительный анализ доходной части федерального бюджета
Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП).
Формирование доходов
определят целую систему
В ФРГ налоги используются
как средство воздействия на накопление
частного капитала во имя стимулирования
темпов экономического роста. Налоговое
регламентирование условий
Проведем сравнительный анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ и ФРГ в 2006-2010 гг. в РФ и ФРГ. Рассмотрим сначала налоговые доходы ФРГ (Приложение В). В 2008году их объем в абсолютном выражении составил 216,8 млрд. евро. По сравнению с 2006 годом налоговые доходы увеличились на 14,6 млрд. евро, а к 2010г. планируется их увеличение еще на 8,9 млрд. евро. В общем с 2006 и до 2010 налоговые поступления должны четкую тенденцию к увеличению (Приложение Г). рассмотрим подробнее динамику основных налогов ФРГ:
1. Налогом на добавленную
стоимость облагается вся
Из диаграммы видно (Приложение
Д), что в 2008 г. наибольший удельный вес
имеет НДС(36,12%). Этот налог с 2006 по
2009 имеет в относительном
2. Налоговая система ФРГ
опирается, так же, на подоходный
налог. Доля подоходного
Налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов с 10001 евро для тех людей, которые предпочитают платить налог отдельно сами за себя, и 20 001 евро для тех, кто состоит в браке и предпочитает платить налоги вместе и получать налоговые возвраты вместе. Оплата налога семейными парами практикуется чаще всего тогда, когда у одного супруга высокий доход, а у другого -- средний или низкий. Необходимо помнить, что система налогообложения доходов в Германии резко прогрессивная -- от 3,8% -- ставка на низкий доход до 36,72% -- за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% -- для семей. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).
Основной вычет для человека равен 7 664 евро, а для семейной пары -- 15 329 евро. Этот налоговый вычет из налогооблагаемого дохода рассчитывается как основные расходы человека на питание, жилье, коммунальные услуги. Ежегодно он изменяется в зависимости от стоимости жизни. Родители имеют право также на вычет в размере платы за первое образование после школы (до 4 000 евро в год). Это может быть как высшее образование, так и специальное.
В 2008 г. доля подоходного налога составила 32%. С 2006 по 2008г. просматривается тенденция к увеличению удельного веса данного налога с 29,37 до 32%, а в перспективе к 2010 до 34,3%. В абсолютном выражении к 2008 г. мы видим увеличение с 59,5 млрд. евро(2006 г.) до 69,4 млрд. евро( т.е. на 9,9 млрд. евро), а к 2010 прогнозируется увеличение еще на 7,29 млрд.
3. Обложение юридических
лиц производится посредством
налога на прибыль. В
4. Налог на сырую нефть. В 2008 г. его удельный вес составил 19,93%. Его удельный вес с 2006 к 2008 г. сократился с 21,03 до 19,93, к 2010 прогнозируется сокращение до 18,8%. В абсолютном выражении сумма налога колеблется незначительно. В 2007 он увеличился на 0,3 млрд. евро, к 2008 еще на 0,3 млрд. евро.
5. Прочие федеральные налоги. Их удельный вес с 2006 г. по 2008г. снижается с 10,56 до 10,42%, но к 2010 планируется увеличение его доли до 10,64%. В абсолютном выражении сумма растет (с 2006 к 2008 на 1,2 млрд. евро). К 2010 прогнозируется дальнейший рост еще на 1,2 млрд. евро.
6. Доля промыслового налога
невелика - менее 1 %, но поскольку
большая его часть
7. Налог на табак в
абсолютном и относительном
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС в структуре налоговых доходов(36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Проанализируем налоговые доходы РФ в 2006-2010 гг. и сравним с аналогичным периодом ФРГ. Налоговые доходы РФ в 2008г. составили 3298,76 млрд. руб. их объем уменьшился по сравнению с 2006,но прогнозируется увеличение в 2009-2010 гг. В 2010 на 1294,39 по сравнению с 2008г.(Приложение Е)
1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что с 2006 по 2008 увеличился на 23,5 млрд. руб., а к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 14,3 до 13,76%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли ./18/
2. Налоги и взносы на социальные нужды. С 2006 по 2008 удельный вес показателя увеличивался с 8,9 до 13,2%, а 2008 по 2010 гг. удельный вес этого показателя уменьшается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. С 2006-2008 увеличились на 119,9 млрд. евро. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п./26/
3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. С 2006 г доля налога возросла с 28,5 до 42,6%. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин. /2/
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что удельный вес показателя возрастает с 16,9 в 2006 26,9% в 2008г. в перспективе его доля не изменится значительно. Сумма этого показателя вырастит от 888,97(2008) - 1 182,54 млрд. руб.(2010г) на 293,57 млрд.руб.. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб. т.е снизится по отношению к 2007 г. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. В 2008 г. он составил 1,1%, а в 2010 будет составлять уже 0,8%. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
Теперь можно сравнить
структура налоговых
2. Расходы федерального бюджета.
Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным в ФРГ: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы кризисов.
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета РФ и ФРГ на 2006-2008 гг. Из диаграммы (Приложение З) видно, что наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. Их удельный вес в 2008 г. составил 45,9 %. В динамике их удельный вес снижается, но незначительно(с 46,9 до 45,3%). В абсолютном выражении расходы на социальное обеспечение растут. В 2008 г. они составили 119,4 млрд. евро. До 2010 планируется увеличение на 2,4 млрд. евро(Приложение Ж). К этому разделу относятся следующие расходы: услуги пенсионного страхования, рынок рабочей силы, услуги для семей, дотации на аренду жилья, премии за строительство жилья, услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохозяйственная социальная политика и другое. Среди социальных расходов наибольший удельный вес принадлежит услугам пенсионного страхования(31,1%), рынку рабочей силы(8%).
Информация о работе Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ