Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:01, реферат
В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Пенсионная реформа в России
В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:
- страховая;
- накопительная.
Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР
По умолчанию Пенсионный
фонд России размещает пенсионные накопления
через государственную
Необходимость в пенсионной
реформе возникла из-за ухудшения демографической ситу
Что касается правового обеспечения, то пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Схема формирования с 2002 по 2010 годы
С 2002 года государственная
трудовая пенсия граждан формируется
в системе обязательного
Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.
Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть — зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленной федеральным
законом.
С 2010 года Единый Социальный
налог отменен и осуществлен
возврат к системе страховых
взносов. Максимальный размер заработной
платы, влияющий на размер пенсии, установлен
на уровне 415 тысяч рублей в год. Работодатель
платит = 26 % (единый социальный налог/страховой
взнос) от размера заработной платы сотрудника,
из них на медицинское и социальное страхование —
6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою
очередь разбиваются на три части: 6 % —
базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная
часть. С 2008 года накопительная часть составляет
6 %, а страховая часть — 8 % от заработной
платы. Индивидуальны
Распоряжение накопительной частью
С 2002 года граждане России получили
возможность самостоятельно распоряжаться
своими пенсионными накоплениями и
влиять на размер будущей пенсии. Это
значит, что каждый гражданин имеет
право перевести свою накопительную
часть в негосударственный
Новый этап пенсионной реформы. 2008 год.
1 октября 2008 года Председателем
Правительства России В. В.
Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.
Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.
Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан. В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей — накопительной и страховой. С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.
Не позднее 2015—2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня — в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.
Распределение страховых пенсионных платежей
В новом варианте предполагается следующая схема распределения пенсионных платежей:
- 6 % из общей суммы в 26 % пойдут на накопительные персонифицированные лицевые счета
- 20 % — на страховую часть пенсии, из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицированно, оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения». Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.
Данная система, сильно отличается в сторону ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.