Понятие контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:48, реферат

Описание

1.Сущность контроллинга.
2.Функции контроллинга.

Работа состоит из  1 файл

Понятие контроллинга.docx

— 33.74 Кб (Скачать документ)

Понятие контроллинга.  
1.Сущность контроллинга.  
2.Функции контроллинга.  
Хан. «Планирование и контроль» (ПИК).  
1.Сущность контроллинга.  
Понятие контроллинге не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а контроллинг в будущее.  
Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру (предприятие, перешедшие на квазипредприятие) – поле для контроллинга.  
Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами.  
Первая проблема, которая мешает нам принять решение – отсутствие сигналов не благополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению.  
Контроллинг – это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров - стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делигированны его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга – каждый рабочий заинтересован в том, чтобы предприятие процветало. Каждый рабочий оценивается по своему вкладу. Контроллингу свойственно следующее:  
-самостоятельность вместо зависимости.  
-самоуправлению вместо подчинения.  
-доверие вместо контроля.  
Лишь такое действие механизма контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками предприятия и способствует взаимопониманию между ними.  
Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его методов сводится к следующему:  
-планирование (подробное)  
-контроль за выполнением плана  
-глубокий анализ ответственности работающего  
-учет (управленческий).  
Контроллинг – это система управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.  
Контроллинг сравнивают с современным навигационным оборудованием корабля, позволяющим предприятию лучше ориентироваться в бурном мире рыночных отношений.  
Контроллинг несколько по-иному трактует экономически показатели. Например, такие как: прибыль, оборот и затраты. Прибыль признается только чистая, обороты признаются по реализации. Например, в контроллинге не все затраты планируются только считается целесообразным планировать зависимые затраты от производства. Используется директ-костинг. Своеобразно строится ценовая политика.  
Концепция контроллинга.  
В основе концепции лежит адаптация стратегических целей к изменениям предприятия на которые повлияла внешняя среда.  
Без планирования не существует контроллинга.  
Планирование от стратегических планов до оперативных планов.

Планирование отдельных  бизнес-процессов, их результатов.  
Обеспечение менеджеров информацией.  
Создание системы контроля оперативной информации.  
Создание системы контроля на основе самоуправления.  
Ориентация на клиента.  
Система стимулирования работ низов на их вклад в достижение целей.  
Синхронизация целей предприятия и личностных целей (личностный доход и карьера).  
Постоянная оценка клиентов по критерию доходности.  
Циклы контроллинга:  
1.Планирование (сверху-вниз).  
2.Снизу вверх  
3.Ликвидация разногласий.  
Это контроль выполнения планы в разрезе каждого ответственного.  
2.Функции контроллинга.  
1)Сервисное - снабжение всех работников оперативной информацией.  
2)Принятие решений – методология принятия решений и их координация.  
Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается с помощью систем планирования, управленческого учета и отчетности, разработанной для подразделения  
На основе такой информации рассчитывается отклонения, принимаются стратегические решения. Принятие решений базируется на таких методах, как standard cost и direct costing.  
Философия доходности.  
Преимущественная ориентация мышления сотрудников на рентабельность.  
Отчетливое понимание контроля издержек.  
Гармонизация – связь клиента и доход. Связь системы стимулирования работника с конкретным вкладом в предприятия. Синхронизация целей клиента и предприятия.  
Цели контроллинга.  
-достижение целей, заданных предприятием.  
Для выполнения своих функция контроллинг решает такие задачи:  
-создает и развивает систему планирования.  
-определяет методы планирования.  
-определяет исходную информацию для планирования.  
-контроллинг не определяет «что планировать», а советует «как и когда».  
Контроллинг разрабатывает контрольные документы, включающие сроки, содержание контрольных операций, допустимые отклонения, ответственность и т.д.  
В задачи контроллинга ходит разработка архитектуры информационной системы.  
Контроллер разрабатывает архитектуру ИС от сбора информации до принятия решений. В задачи контроллинга так же входит проведение специальных сииледований, связанных с изучением тенденций развития организации в рыночных условиях. На основе обобщения опыта ведущих предприятий мира, отобраны идеальные функции:  
-учет.  
-разработка и внедрение внутреннего учета.  
-унификация методов и критериев оценки деятельности организаций и подразделений.  
-функция планирования (совершенствование всей архитектуры системы планирования).  
-координация всех планов с общими планами организации.  
-контроль и регулирование (определяет научно допустимые границы отклонений величин).  
-информационное обеспечение контроллинга (определяются носители информационного обеспечения, порядок обмена информацией, порядок корректировки, обмен откорректированной информацией и обмена ею).  
С точки зрения контроллинга определить задачи, в которых можно применить контроллинг с использованием реинжиниринга.  
Виды контроллинга в системе управления.  
1.Стратегический контроллинг.  
2.Оперативный контроллинг.  
1.Стратегический контроллинг.  
Различают следующие аспекты контроллинга:  
-«делать правильное дело» - стратегический контроллинг.  
-«делать дело правильно» - оперативный контроллинг.  
Стратегическое планирование по сути дела определяет потенциал успеха предприятия. При этом различается потенциал внешний и внутренний.

Внешний потенциал  зависит от успешной комбинации «продукт-рынок».  
Внутренний предполагает информационное, структурное, техническое, финансовое, кадровое обеспечение и т.д.  
Стратегическое планирование в контроллинге имеет следующие фазы:  
-поиск и формулирование стратегической цели.  
-оформление и оценка стратегии и принятие стратегических решений.  
Оформление и оценка стратегий – на этой фазе фиксируется исходная ситуация, потенциалы и «стратегические» люки. Люк - разность между возможными реальными результатами.  
Стратегическое решение принимается после устранения люков через реструктуризацию или через создание новой структуры (реинжиниринг). Осуществляется на основе плановых показателей путем сравнения факта и плана. Большую роль играет сравнение с нормативами. Стратегически контроль ведется не только по предприятию в целом, но и по его подразделениям. При этом возникает проблема измерения показателей и их интеграции.  
Стратегический контроль предполагает формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки.  
14.09.2007.  
Банковский контроллинг.  
Фазы стратегического контроллинга:  
1.Фомирование контрольных величин (цели, стратегии, потенциалы успеха, шансы и риски, факторы успеха, разрабатывается сценарий, рубежи контроля и последствия контроля (если – то)).  
2.Проведение контрольной оценки (определяются и оцениваются эффективность текущих процессов, созданной в соответствии с реинжинирингом структуры предприятия, правильность поставленных целей, принятие решений по результатам стратегического контроллинга). На это фазе генерируются все выявленные отклонения, дается им оценка, и принимается какое-то решение (если – то). Для того, чтобы стратегические планы были более обоснованны, необходимо иметь хорошее информационное обеспечение для реализации этих задач. Для разработки плана нужна следующая информация:  
-статистическая – накопленные динамические ряды данных за многие годы.  
-привлекаются внешние данные такого рода, как мировые достижения других государств, внешние индикаторы (политика государства), хорошо проанализировать «здоровье и самочувствие» своего предприятия.  
Обладая таким информационным обеспечением контроллинг обязан предложить методику планирования и консультационную помощь, подобрать мат. методы, а затем разработать систему раннего обнаружения тенденций и факторов, способных принести или выгоду или ущерби (или и то и другое).  
Стратегическое планирование в развитых странах базируется на стратегическом учете и стратегических балансах (внешние, внутренние). внешние дают предусмотреть роль во внешней среде, внутренний – для своевременного выявления узких мест, оценки сильных и слабых сторон деятельности.  
2.Оперативный контроллинг.  
Роль – обеспечение реализации стратегических планов. Контроллинг обязан обеспечить исполнителей методической, информационно и инструментальной поддержкой за выполнение постоянного контроля хозяйственной деятельности предприятия.  
Признаки  
Стратегическое планирование  
Оперативное планирование  
Иерархические ступени  
В основном на уровне высшего руководства.  
Включат все уровни, но больше касается среднего и нижнего.

Неопределенность  
Выше  
Меньше  
Вид проблем с точки зрения их структуризации  
Большинство проблем не структурируется  
Все хорошо структурировано  
Временной интервал  
Среднесрочное и долгосрочное планирование  
Краткосрочное  
Потребность в информации  
Архивная, внешняя информация  
Внутренняя информация самого предприятия  
Альтернативы планов  
Широкий охват показателей  
Охват показателей уже  
Охват деятельности  
Важные крупные проблемы  
Функциональные  
Степень детализации  
Не высокая  
Большая  
Контролируемые величины  
Захват рынка, опережение конкурента в объемах деятельности  
Прибыль, рентабельность, ликвидность  
На потенциал успеха предприятия  
На реализацию этого успеха  
Контроллинг маркетинга.  
1.Задачи контроллинга маркетинга.  
2.Инструменты контроллинга маркетинга.  
1.Задачи контроллинга маркетинга.  
1.Обеспечить менеджеров необходимой информацией для осуществления их деятельности. В основе маркетинговой деятельности в контроллинге положена клиенто-ориентированная система.  
2.Переориентировать мышление менеджеров из традиционного на мышление, ставящее приоритетным удовлетворение желания и потребности клиентов.  
В настоящее время распространен маркетинг-микс.  
Он включает в себя следующие моменты:  
-политика в отношении продукта.  
-поднять качество продукции через методику определения этого качества.  
-хорошо знать потребности клиентов, особенно постоянных.  
-знать возможности конкурентов.  
-сбытовая политика.  
Все маркетинговые предприятия оцениваются на издержки, на прибыль, на цену, на своевременное поступление оплаты.  
Ценовая политика.  
В ценовой политике контроллинг прежде всего рассчитывает предельную цену на минимум.  
Коммуникационная политика.  
Различают стратегический и оперативный контроллинг маркетинга.  
К стратегическому контроллингу маркетинга относят методику разработки и анализа стратегического портфолио «продукт-рынок».  
Методики выбора и обоснования идей нового продукта (жизненный цикл продукта).  
Координация стратегических планов.  
Оперативный контроллинг – разработка методики, формирования и контроля ценовой политики, методики расчета цен, методики формирования и контроля сбытовой политики (порядок определения оборота, издержек, маржинальной прибыли по различным каналам сбыта), методика подготовки информации относительно количества продаж в разрезе менеджеров, методика оценки эффективности их мероприятий, оценка выгодности клиента и продуктов.  
Просчет эффективности намечаемых мероприятий по сбыту.  
Просчет стоимости консультаций.  
Просчет эффективности рекламы.  
2.Инструменты контроллинга маркетинга.  
Анализ стратегических люков.  
Сущность этого метода состоит, чтобы установить отклонение желательного развития ситуации от ожидаемого. Назначение контроллинга – закрывать эти люки (всегда иметь запасных клиентов по поставке и покупке, владеть данными о нестабильности рынка и на основе этой информации принимать корректирующие решения).  
Портфолио анализ – контроллинг использует в своей методике графическое построение матриц, осями которых являются различные параметры: параметры рынков, продуктов, данные продукта, доля рынка, рост цен, конкурентные преимущества других, жизненный цикл продуктов и т.д. В результате выявляют потенциалы успехов предприятия. Эти два метода используются в стратегическом контроле. В оперативном контроле используют: расчет маржинальной прибыли. Методика должна дать ответ на вопрос: «Кто нанес убыток?». Это может быть менеджер, неудачно закупленный продукт, неудачно сформированная цена, не тот регион и конкретный клиент. Эти разрезы должны быть предусмотрены в управленческом учете (по заказам, клиентам, ценам).

Сравнительные расчеты (анализ маркетинговых мероприятий).  
Оценка рекламной деятельности маркетолога = оборот полученный от продажи/расходы по этому продукту.  
оборот/издержки (послепродажное обслуживание клиентов)  
оборот/издержки продаж  
оборот/торговую площадь  
20.09.2007.  
Обеспечение ресурсами.  
1.Задачи.  
2.Инструментарий.  
1.Задачи.  
Эту задачу контроллинг выполняет такими средствами, как обеспечение бесперебойного процесса производства с минимальными затратами.  
В первую очередь контроль осуществляется за ритмичностью поставок сырья, вспомогательных материалов.  
Второе, что ставит контроллинг – поставка качественных сырья и материалов.  
Третье – логистика обеспечения.  
Контроллинг ставит своей задачей обеспечить руководство сведениями о поставщиках, поставке качественного сырья в разрезе поставщиков, обязательно снабжает информацией о верхних пределах цен, извещает об узких местах в поставке и дает рекомендацию по их устранению.  
2.Инструментарий.  
1.Исследование рынка закупаемого сырья, вспомогательных материалов и анализ поставщиков (используется форма опроса (анкета), наблюдение (данные торговой палаты, сборники ГосКомСтата)).  
2.Вторичный анализ (предполагает обработку полученной информации (складская статистика, данные в разрезе поставщиков, данные о качестве продукции, которые берутся из СМИ, официальных оценок, собственных товароведческих оценок, сообщение банков, бирж, производственная статистика)).  
Очень велика роль оценки поставщика (оценивается качество продукции, надежность поставщика).  
ABC – анализ. Через ABC – анализ определяют значимость сырья в производстве. Согласно этого метода вся необходимая потребность в материалах делится на 3 группы: A,B,C. Группа А – основные материалы, без которых ничего нельзя произвести (с наиболее высокой стоимостью), B – достаточно значимое сырье для производства, C – всякого рода остальные материалы.  
В соответствии с мировой практикой при использовании этого метода, предусмотрен диапазон. А может занимать до 50-90% или тот же диапазон, но в составе A и B.  
Анализ возможного прерывания процесса производства.  
Контроллинг определяет возможные причины сбоев производства и решает задачи выхода из положения. Наиболее распространенный показатель – степень готовности поставщика.  
Определение верхних границ цен.  
Рычаг – это контроль за экономичной деятельностью службы закупок.  
Для выполнения плана обеспечения ресурсами предприятия, большею роль играет служба закупок. От эффективности работы каждого зависит выполнение производственных программ на предприятии. Для оценки работы менеджера по закупкам, маркетолога, контроллинг рекомендует некоторые показатели:  
- расчет относительной доли стоимости процесса закупок в общем объеме закупок =  
Стоимость процесса закупок / объем закупок.  
- эффективность работы сотрудников отдела закупок = общее количество заказов / количество сотрудников в отделе.  
- отклонение от средней величины = факт по сотруднику – среднее.  
- определение цены заказа = общая стоимость заказов / количество сотрудников.  
- расчет достигнутого снижения цены сотрудником.  
- для сравнения цены = фактическая цена / рыночную цену.  
Показатели обеспечения надежности поставок по заключенным договорам.  
Квота недопоставок = количество недопоставок / общее количество поставок.

Информация о работе Понятие контроллинга