Проблемы государственного финансирования спорта в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:37, доклад

Описание

Актуальность исследования определяется необходимостью создания эффективного механизма финансирования спорта в России, играющего ключевую роль в восстановлении и улучшении здоровья нации, преодолении негативных последствий радикального общественного переустройства.[1]
Способы и источники финансирования спортивных организаций в нашей стране весьма разнообразны и неоднородны. Финансовые ресурсы на развитие физической культуры и спорта выделяются:
- государственными органами;
‬- профсоюзными организациями;
‬- внебюджетными фондами;
- органами местного самоуправления;

Работа состоит из  1 файл

Gromak konfer.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

ФБГОУ ВПО «ЧелГУ», экономический факультет,

кафедра учета и финансов,

А.С. Громак,

студентка Э-203.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СПОРТА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Актуальность  исследования определяется необходимостью создания эффективного механизма финансирования спорта в России, играющего ключевую роль в восстановлении и улучшении здоровья нации, преодолении негативных последствий радикального общественного переустройства.[1]

Способы и источники  финансирования спортивных организаций  в нашей стране весьма разнообразны и неоднородны. Финансовые ресурсы на развитие физической культуры и спорта выделяются:

- государственными органами;

‬- профсоюзными организациями;

‬- внебюджетными фондами;

- органами местного самоуправления;

- образовательными структурами.

Источники финансирования сгруппированы следующим образом:

‎‏1 Государственное и муниципальное финансирование,‭ ‬осуществляемое из федерального и регионального бюджетов.

‎‏2 Самофинансирование,‭ ‬осуществляемое спортивными организациями за счет собственной предпринимательской деятельности (‬включая участие в коммерческих соревнованиях‭)‬,‭ ‬а также спонсорства.

‎‏3 Финансирование по линии внебюджетных фондов,‭ ‬образовательных учреждений и профессиональных союзов.

‎‏4 Финансирование,‭ ‬осуществляемое по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций.

‎‏5 Поступления от благотворительной деятельности (‬меценатства‭) ‬отдельных граждан и организаций.

6 Предоставление налоговых льгот (‬когда спортивная организация освобождается от части налогов и может потратить высвободившиеся таким образом средства на свое развитие), субсидий (‬денежных пособий и стипендий отдельным спортсменам‭) и субвенций (‬целевой помощи спортивным организациям под конкретные программы‭)‬.

Расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт в Российской Федерации ежегодно составляют 45−50 миллиардов рублей, а общие расходы бюджетов бюджетной системы РФ на физическую культуру и спорт достигают примерно 180 миллиардов рублей. То есть средства федерального бюджета — это четверть соответствующих расходов всех бюджетов.

К федеральным полномочиям, в первую очередь, относится реализация мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, — это подготовка и участие в международных и российских соревнованиях наших спортсменов, а развитие физической культуры и массового спорта относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Этому принципу распределения  полномочий в целом соответствует  и финансирование сферы спорта и  физической культуры, из 50 миллиардов рублей федеральных средств 35 миллиардов приходится на реализацию федеральных полномочий по развитию спорта высших достижений. Существенная часть этих расходов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и направляется на подготовку спортивной инфраструктуры.[2]

Существенную  долю в общей структуре расходов федерального бюджета на спорт высших достижений составляют расходы на проведение особо значимых спортивных мероприятий, прежде всего на подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, Универсиаде-2013 в Казани и другим крупным соревнованиям. Так, из федерального бюджета предусмотрели в 2013 году субсидию в размере 8,5 миллиарда рублей АНО (автономная некоммерческая организация) «Оргкомитет „Сочи-2014“». Будут расходы, связанные с подготовкой к тестовым мероприятиям на олимпийских объектах, проведением в 2013 году чемпионата мира по легкой атлетике и Кубка мира по регби-7 в Москве, Всемирных игр боевых искусств в Санкт-Петербурге. В 2012 году расходы были другие: 2,5 миллиарда рублей — на премии олимпийцам, один миллиард — на подготовку к международным соревнованиям «Дети Азии». Это кроме ежегодно выделяемых 8 миллиардов рублей на строительство спортивных объектов и еще 10 миллиардов на реализацию ЕКП (Единый календарный план спортивных мероприятий Минспорттуризма России). В связи с подготовкой к Всемирной универсиаде в 2013 году около 3 миллиардов рублей в 2012 году и около 4 миллиардов в 2013 году предусмотрено Республике Татарстан и т. д.[4]

Однако следует отметить, что восходящая динамика объемов государственного финансирования отрасли физической культуры и спорта в РФ, резко пересекается с нисходящей динамикой количества медалей на Чемпионатах мира и Олимпийских играх (Рисунок 1). Данное явление, например, в демографии, имеет понятие «Русский крест» («Славянский крест») [3]. Это явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности, характерных для восточноевропейских стран. Для современной России это явление характерно также для отрасли физической культуры и спорта, что отмечает ряд авторов.

Следует отметить, что данная проблема связана не только с организацией структуры финансирования отрасли в целом, а комплекс иных факторов.

 


Рисунок 1 –  Динамика объемов финансирование отрасли  спорта в РФ и количество золотых  медалей на Олимпийских играх.

 

Решение этой проблемы видится в совершенствовании  законодательства, разработки концепций и комплексных программ развития физической культуры на 5-15 лет (таких как Федеральная программа развития физической культуры и спорта на 2010-2015 годы), повышения управленческих, кадровых ресурсов, решение проблем пропаганды спорта и здорового образа жизни, совершенствование материально- технического совершенствования, формирование новых научно-методических подходов. И самое главное качественное распределение финансовых ресурсов, высокий уровень спортивной логистики и менеджмента.

На основе приведенных данных и анализа литературных источников, предлагаются пути совершенствования государственного финансирования физической культуры и спорта:

 - создание финансового механизма стабилизации единого физкультурно-спортивного пространства;

- формирование механизмов привлечения дополнительных финансовых и материальных средств;

- рационализация  и повышение эффективности использования  всех ресурсов, как бюджетных,  так и внебюджетных;

- контроль (государственный  и общественный) за поступлением  и использованием финансовых, материальных и человеческих ресурсов.

 

Литература

1Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом : учеб. пособие для вузов / В.В. Галкин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006 .— 441 с. — (Высшее образование). — Библиогр.: с. 431 - 434. — ISBN 5-222-07908-2.

2 Састамойнен, Т.В. Экономика физической культуры и спорта : учеб.-метод. пособие / Т.В. Састамойнен ; СПбГУФК .— СПб. : СПбГУФК, 2009 .— 46 с.

3 Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. Москва: УРСС, 2006; [http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/616/54618/

4 Материалы сайта Википедия,  режим доступа - http://ru.wikipedia.org/.


Информация о работе Проблемы государственного финансирования спорта в РФ