Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:30, реферат
Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства.
Начисление налога на добавленную стоимость отражается записями, представленными в таблице №4.
Таблица №4*
Схема начисления НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
Оправдательный документ |
90-3 |
68 |
начислен НДС, причитающийся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг. |
Выставленная счет-фактура, книга продаж. |
91-2 |
68 |
Начислен НДС, причитающийся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи. |
Выставленная счет-фактура, книга продаж. |
76,62
68 |
68
76,62 |
Начислен НДС с аванса, полученного в счет предстоящих поставок.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса.
Принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса. |
Счет-фактура. |
19 |
68 |
Начислен НДС по выполненным
строительно-монтажным работам |
Счет-фактура. |
*Источник:……
Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.
К счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» могут быть открыты субсчета: 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»; 19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»; 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» и др.
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы НДС по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Суммы НДС, учтенные по дебету счета 19, подлежат возмещению из бюджета при соблюдении следующих условий:
Сумма НДС, исчисленная при выполнении
строительно-монтажных работ
Суммы налога, принятые к возмещению из бюджета оформляются проводкой: Дебет 68 Кредит 19 - Осуществлен взаимозачет с бюджетом.
В тех случаях, когда приобретенные материальные ресурсы используются в дальнейшем для осуществления операций, не облагаемых НДС, суммы осуществленных налоговых вычетов восстанавливаются.
Кроме того, подлежит восстановлению НДС в следующих случаях:
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а по основным средствам и нематериальным активам – в размере суммы пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценки.
Сумма восстановленного НДС не включается в стоимость товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав организации, а учитывается в составе прочих расходов, то есть по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», уменьшая тем самым налоговую базу текущего периода.
Для восстановления НДС составляют
следующие бухгалтерские
Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.
1.3. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС
Целью проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности, то есть точности расчета налога на добавленную стоимость и своевременности его уплаты в бюджет.
Необходимо отметить, что в целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога.
Для того чтобы проверить
Необходимо, кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции:
Дело в том, что по каждой
из следующих операций организация
в проверяемом периоде должна
была выступать в качестве налогового
агента (ст.161 НК РФ), то есть она была
обязана исчислять, удерживать и
перечислять в бюджет НДС за контрагентов-
При проверке статуса налогоплательщика программой аудита должны быть предусмотрены такие аудиторские процедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам отчетного периода, сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышенным риском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС.
Важным также при проведении аудиторской проверки является анализ возможности применения налоговых льгот. Главным здесь является необходимость выявить, имеет ли основания организация воспользоваться льготами по НДС, поименованными в ст.149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговые платежи в бюджет. Если в ходе аудиторской проверки выяснится, что определенные операции могут не облагаться НДС (в соответствии с нормами ст.149 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора.
В том случае, если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (согласно п.4 ст.149 НК РФ). Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на то, что иногда организации, выступающие в роли посредников и реализующие не облагаемые НДС товары по посредническим договорам (агентским договорам, договорам комиссии, договорам поручения), не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.149 НК РФ). Однако такая позиция не соответствует нормам законодательства, так как льготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, которые являются собственниками льготируемых товаров, на посредников эти льготы не распространяются (п.7 ст.149 НК РФ).
Следует также проверить факт наличия или отсутствия у организации лицензии на льготируемые виды деятельности. На основании п.6 ст.149 НК РФ операции, перечисленные в этой статье, не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. по состоянию на 26.03.2003). Таким образом, без лицензии на льготируемые виды деятельности организация не имеет права пользоваться льготами.
При проверке объекта
Кроме того, аудитору
следует обратить внимание на
посреднические операции. При осуществлении
таких операций на основе
Необходимо, также, проверить правомерность применения вычетов в следующих случаях:
При проверке правомерности
Кроме того, целесообразно
выборочным порядком проверить соблюдение
правил оформления счетов-фактур, на основании
которых принимается к вычету
НДС, а также убедиться в соблюдении
принципа временного соответствия вычетов
по НДС и оприходования товарно-
Стоит отметить, что аудиторская проверка НДС должна включать в себя следующие процедуры:
При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.