В
соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации о
бюджетной политике в 2011-2013 годах
определены следующие основные приоритеты
расходов федерального бюджета:
-
безусловное исполнение законодательно
установленных обязательств по
выплате социальных пособий и компенсаций
в сфере социальной защиты населения,
включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
-
обеспечение сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации для дальнейшего развития
пенсионной системы;
-
индексация в 2011 году денежного довольствия
военнослужащих и приравненных к ним лиц,
фондов оплаты труда работников федеральных
государственных учреждений, денежного
содержания (заработной платы) судей и
прокурорских работников;
-
обеспечение обязательств в сфере
образования, здравоохранения и социального
обслуживания населения с повышением
адресности предоставления социальной
помощи;
-
обеспечение закупок новых видов
вооружения, совершенствования боевой
подготовки, реализации социальных
гарантий для военнослужащих, обеспечения
постоянным и служебным жильем военных;
-
обеспечение содержания и развития
транспортной инфраструктуры, в
том числе автомобильных дорог;
-
постепенное сокращение антикризисных
мер поддержки экономики, концентрация
ресурсов на мероприятиях, направленных
на модернизацию и технологическое развитие
экономики, повышение ее энергетической
эффективности, в том числе инновационных
проектах и важнейших научных разработках.
-
подготовка особо значимых международных
мероприятий (проведение XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних
игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней
универсиады 2013 года в г. Казани, саммита
АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
При
этом при формировании объема бюджетных
ассигнований реализованы следующие
подходы:
1)
концентрация ресурсов на наиболее значимых
мероприятиях и объектах с уточнением
объемов бюджетных ассигнований на исполнение
отдельных расходных обязательств, оптимизацией
расходов на обеспечение деятельности
органов государственной власти;
2)
рассмотрение вопросов финансового обеспечения
реализации Указа Президента Российской
Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в части
передачи на федеральный бюджет милиции
общественной безопасности), в том числе
за счет обмена полномочиями между уровнями
государственного управления, и вопросов
реформирования денежного довольствия
военнослужащих и приравненных к ним лиц,
при подготовке проекта федерального
бюджета на 2012-2014 годы;
3)
определение бюджетных ассигнований,
необходимых для индексации в
2011 году на 6,5% денежного довольствия
военнослужащих и приравненных к ним лиц
с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда
работников федеральных государственных
учреждений, денежного содержания (заработной
платы) судей и прокурорских работников
с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда
для обучающихся в федеральных учебных
заведениях с 1 сентября 2011 года;
4)
сохранение в 2011-2013 годах действующих
в текущем году условий денежного
содержания федеральных государственных
гражданских служащих с учетом
сокращения численности федеральных
государственных служащих в течение 2011-2013
годов на 20% и сохранения 50% расчетной экономии
по фонду оплаты труда в распоряжении
соответствующих федеральных органов
государственной власти;
5)
увеличение в 2011 году бюджетных
ассигнований на оплату услуг связи,
транспортных услуг, коммунальных услуг,
продовольственного и вещевого обеспечения
военнослужащих и приравненных к ним лиц
исходя из расчетного объема бюджетных
ассигнований на исполнение указанных
обязательств в 2010 году и индекса роста
потребительских цен в 2011 году 6,5 процента;
6)
продления до 2014 года приостановки
действия нормативных правовых
актов об увеличении численности
работников федеральных государственных
органов, ранее приостановленных
на текущий год, в том числе
Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации, Федеральной службы
судебных приставов, Федеральной миграционной
службы, МЧС России.
При
формировании проекта федерального
бюджета на 2011-2013 годы внесены изменения
в классификацию расходов бюджетов, в
том числе:
-
отнесение межбюджетных трансфертов
федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации
и государственным внебюджетным
фондам Российской Федерации
по их функциональной направленности
на соответствующие разделы классификации
расходов бюджетов;
-
обособление в отдельные разделы
функциональной классификации расходов
на обслуживание государственного
долга Российской Федерации (из
раздела «Общегосударственные вопросы»);
физическую культуру и спорт (из
раздела «Здравоохранение, физическая
культура и спорт»), поддержку средств
массовой информации (из раздела «Культура,
кинематография и средства массовой информации»);
-
отнесение расходов на развитие
туризма, имущественные взносы
в государственные корпорации «Олимпстрой»
и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная
экономика».
С
учетом вышеперечисленных подходов
структура расходов федерального бюджета
по разделам классификации расходов
бюджетов характеризуется следующими
данными (таблица 14).
|
|
|
|
|
|
млрд. рублей |
|
2010 год
* |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
проект |
%% к предыдущему
году |
проект |
%% к предыдущему
году |
проект |
%% к предыдущему
году |
ВСЕГО |
10232,8 |
10658,6 |
104,2 |
11237,9 |
105,4 |
12175,6 |
108,3 |
Условно
утвержденные |
|
|
|
419,3 |
|
798,4 |
190,4 |
ВСЕГО
(без учета условно |
10232,8 |
10658,6 |
104,2 |
10818,6 |
101,5 |
11377,2 |
105,2 |
утвержденных) |
в
том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные
вопросы |
800,2 |
863,8 |
107,9 |
794,5 |
92 |
771,7 |
97,1 |
Национальная
оборона |
1276,8 |
1517,1 |
118,8 |
1655,7 |
109,1 |
2098,6 |
126,8 |
Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность |
1109,1 |
1215,5 |
109,6 |
1193,4 |
98,2 |
1182,8 |
99,1 |
Национальная
экономика |
1600,3 |
1760,2 |
110 |
1747,7 |
99,3 |
1637,8 |
93,7 |
Жилищно-коммунальное
хозяйство |
223,3 |
216,5 |
97 |
94,3 |
43,6 |
78,7 |
83,5 |
Охрана
окружающей среды |
13,3 |
16,8 |
126,7 |
17,4 |
103,5 |
16,7 |
95,8 |
Образование |
444 |
516,6 |
116,4 |
516 |
99,9 |
519,4 |
100,7 |
Культура,
кинематография |
74,6 |
82 |
110 |
78,8 |
96 |
76 |
96,5 |
Здравоохранение |
430,1 |
466,1 |
108,4 |
481,7 |
103,3 |
432,9 |
89,9 |
Социальная
политика |
3316,4 |
2940,5 |
88,7 |
3185,8 |
108,3 |
3437,5 |
107,9 |
Физическая
культура и спорт |
34 |
42,5 |
125 |
28,8 |
67,8 |
26 |
90,1 |
Средства
массовой информации |
54,8 |
61,3 |
111,8 |
62,3 |
101,8 |
56 |
89,8 |
Обслуживание
государственного и муниципального
долга |
280,3 |
389,9 |
139,1 |
518,4 |
132,9 |
600,7 |
115,9 |
Межбюджетные
трансферты общего характера бюджетам
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований |
575,6 |
569,8 |
99 |
443,8 |
77,9 |
442,4 |
99,7 |
*
разделы приведены в сопоставимом
виде |
|
Для более удобного отображения
таблицы, Вам необходимо установить
Microsoft Silverlight.
С
учетом межбюджетных трансфертов наиболее
крупным направлением расходов федерального
бюджета является социальная политика.
Сокращение расходов по разделу «Социальная
политика» в 2011 году по сравнению с 2010
годом вызвано снижением потребности
в ассигнованиях федерального бюджета
на покрытие дефицитов бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
в связи с увеличением тарифов страховых
взносов в систему обязательного пенсионного,
медицинского и социального страхования
с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением
в 2010 году мероприятий по обеспечению
жильем ветеранов Великой Отечественной
войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост
расходов в указанной сфере в среднем
на 8 процентов в год.
Увеличится
объем расходов на обеспечение обороны,
безопасности и правоохранительной
деятельности – сферах, полностью
отнесенных к ведению Российской
Федерации.
Снижение
объема расходов на жилищно-коммунальное
хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено
сокращением бюджетных ассигнований
на реализацию ФЦП и непрограммной
части ФАИП, в том числе на обеспечение
военнослужащих служебным и постоянным
жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3
млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением
соответствующих мероприятий. Кроме того,
в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования
на предоставление субсидии государственной
корпорации – Фонду содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства в виде
имущественного взноса на восстановление
имущества указанного фонда, переданного
в собственность Российской Федерации
в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые
в 2012 и 2013 годах не планируются.
По
другим функциональным направлениям расходов
федерального бюджета основным фактором,
влияющим на изменение объема бюджетных
ассигнований, являются бюджетные ассигнования,
предусматриваемые на реализацию ФЦП
и непрограммной части ФАИП, которые имеют
измеримый и законченный срок реализации
(исполнения).
В
целом объем бюджетных ассигнований
обеспечивает выполнение социальных обязательств
Российской Федерации, обязательств по
оплате труда работникам федеральных
бюджетных учреждений, реализацию приоритетных
национальных проектов и других мероприятий,
необходимых для реализации политики
в соответствующих сферах.
Во
исполнение положений Программы
Правительства Российской Федерации
по повышению эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, о переходе
к программно-целевому принципу представления
федерального бюджета в приложении №
6 к настоящей пояснительной записке представлено
аналитическое распределение бюджетных
ассигнований на 2011-2013 годы по государственным
программам, перечень которых одобрен
на заседании Правительственной комиссии
по бюджетным проектировкам на очередной
финансовый год и плановый период 8 сентября
2010 года.
Пояснения
к формированию бюджетных ассигнований
по разделам и подразделам классификации
расходов федерального бюджета на 2011-2013
годы приведены в соответствующих разделах
настоящей записки, а также в приложении
№ 7 к настоящей пояснительной записке.