Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:52, реферат
Понятие "банковский мониторинг корпоративных клиентов" можно определить как систему мероприятий по осуществлению постоянного наблюдения за деятельностью корпоративных клиентов, сбору и систематизации данных об их финансовом состоянии для оценки текущего положения дел в реальном секторе экономики и, соответственно, банковской сфере, прогнозирования их развития на перспективу.
Министерство образования РФ
Самарский
государственный экономический
университет
Кафедра «Финансы и кредит»
« Развитие
отношений банков России и корпоративных
клиентов 2008-2010 гг.»
Выполнил: студент 5 курса ИНЭ
специальности
«Финансы и кредит» Чурсин И.В.
Самара 2011
Введение.
Одной из необходимых составляющих существования и дальнейшего развития корпоративного предпринимательства в России является доступность и действительная возможность получения кредитных ресурсов.
Развитый корпоративный бизнес - это ключ к экономическому процветанию и социальному благополучию страны. Это важнейший фактор, влияющий на повышение рождаемости, занятости и доходов населения. В зарубежных странах с успешной экономикой на этот сектор приходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть внутреннего валового продукта - до 50 - 70 процентов.
Потребность корпоративоного предпринимательства в заемных средствах постоянно растет, например, в 2008 г. она оценивалась в 700 - 800 млрд. рублей. Реально же кредитов было выдано на сумму 250 млрд., что составляет 30 процентов от необходимого объема. По оценкам экспертов, объемы кредитования такого предпринимательства в России смогут догнать объемы кредитования в развитых странах не ранее чем через 15 лет. При этом заемные средства могут быть использованы на различные цели: пополнение оборотных средств, приобретение торгового, производственного или офисного оборудования, ремонт торговых и производственных площадей, приобретение автотранспорта или объектов недвижимости, расходы по капитальному и (или) текущему ремонту помещений, приобретение лицензионного программного обеспечения и др.
Финансовый кризис ухудшил ситуацию на этом сегменте. Государством основные усилия (1 трлн. рублей) направлены на оказание финансовой поддержки "флагманам" экономики. Тем временем эта сфера кредитования сокращается.
Обеспечение финансовыми
ресурсами посредством
Развитие института
В условиях жесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличивать количество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этом смысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности банка и как инструмент управления клиентскими отношениями. В проведении мониторинга корпоративных клиентов заинтересованы как коммерческие банки, так и Банк России.
Необходимость
проведения мониторинга корпоративных
клиентов обусловлена, во-первых, той
особой ролью, которую банки играют
в хозяйственной жизни
Понятие "банковский мониторинг корпоративных клиентов" можно определить как систему мероприятий по осуществлению постоянного наблюдения за деятельностью корпоративных клиентов, сбору и систематизации данных об их финансовом состоянии для оценки текущего положения дел в реальном секторе экономики и, соответственно, банковской сфере, прогнозирования их развития на перспективу. Мониторинг корпоративных клиентов в широком смысле необходимо осуществлять для решения вопросов развития отношений банка с корпоративными клиентами.
Очевидно, что в проведении мониторинга корпоративных клиентов заинтересованы и коммерческие банки, и Центральный банк Российской Федерации. Безусловно, задачи, методы, инструменты, направления, а также структура организации и охват сегментов при этом с позиций той и другой стороны будут различными.
В основу классификации клиентского мониторинга могут быть положены следующие признаки:
- характер изучаемых объектов;
- методы проведения мониторинга;
- пространственные
масштабы проводимых
а) мониторинг отдельно взятого корпоративного клиента:
- мониторинг
отдельно взятого
- мониторинг
отдельно взятого реального (
б) мониторинг группы корпоративных клиентов (в зависимости от выбранных критериев):
- мониторинг
потенциальной группы
- мониторинг реального (обслуживаемого) корпоративного клиента.
Мониторинг корпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, структурно может быть представлен, по нашему мнению, следующими основными блоками:
1) наблюдение
и сбор информации о
2) оценка текущего
состояния корпоративного
3) составление
прогноза состояния
4) оценка прогнозируемого
финансового состояния и
5) принятие управленческих
решений по дальнейшему
Мониторинг корпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, весьма специфичен, поскольку должен проводиться по двум основным направлениям: исследование и изучение потенциальных и реальных (уже обслуживаемых) корпоративных клиентов.
Проведение мониторинга работающих клиентов преследует реализацию следующих целей:
- при наличии
у клиента счетов в других
коммерческих банках - выявление
структуры, периодичности и
- при проведении только расчетно-кассовых операций - анализ финансовой деятельности клиента;
- при пользовании
клиентом другими банковскими
услугами (например, кредитами) - выявление
наличия взаимоотношений с
- потребности
в других банковских продуктах,
- изучение партнеров
- контрагентов корпоративного
- определение
"цены" клиента или группы
клиентов для последующей
- оценка прибыльности
корпоративного клиента и
Основной целью
проведения мониторинга потенциально
интересных для банка корпоративных
клиентов является привлечение их на
комплексное банковское обслуживание
с предоставлением полного
Мониторинг корпоративных клиентов (и потенциальных, и реальных) подразделяется на ряд относительно самостоятельных этапов, каждый из которых имеет свои отличительные черты:
- предварительная оценка, позволяющая сделать вывод о корпоративном клиенте в качестве потенциального партнера банка;
- собственно
изучение и анализ
- составление
заключения относительно
В процессе организации мониторинговых наблюдений за существующей клиентурой важное место должно быть отведено:
- разработке
методологических основ их
- формированию
информационной базы по
- созданию специализированных
служб, наделенных
- подготовке квалифицированных специалистов для работы с корпоративными клиентами;
- определению
порядка оценки работы и
Организация мониторинга потенциальных клиентов включает такие направления деятельности, как:
1) создание адекватной банковской инфраструктуры;
2) определение
порядка поиска потенциальных
корпоративных клиентов, выделение
приоритетных групп и
3) разработка
методики сбора,
4) разработка
предложений по активизации
Благодаря проводимым мониторинговым наблюдениям каждый сотрудник среднего и высшего звена в банке участвует в формировании информационно-аналитической базы по клиенту. Ее составляющими могут быть: маркетинговая информационная система банка; информация, накапливаемая в процессе взаимодействия с потенциальным и корпоративным клиентом; результаты маркетинговых исследований и т.д. Для создания такой информационно-аналитической базы каждым банком должна разрабатываться индивидуальная система количественных и качественных показателей. Используется также информация свободного формата. Информационно-аналитическую базу по корпоративным клиентам целесообразно структурировать, на наш взгляд, по трем блокам:
1) собственно
информационная база данных, включающая
общие справочные, статистические
и правовые данные о
2) аналитическая база, сформированная на основе имеющейся информационной базы данных и дополняющей ее оперативно обновляемой;
3) результаты и перспективы - здесь идет речь о результатах встреч менеджеров (в частности, кредитных или персональных) с корпоративным клиентом, а также о перспективах сотрудничества банка и корпоративного клиента с определением намерений и предложений.
Содержание и структура данных информационно-аналитической базы реальных корпоративных клиентов будут существенно отличаться от информации и информационно-аналитической базы потенциальных клиентов, что обусловлено сложностями получения банком данных по тем клиентам, которые не обслуживаются в данном банке, поскольку единой базы данных о клиентах пока не существует.
Информация о работе Развитие отношений банков России и корпоративных клиентов 2008-2010 г