Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:41, доклад
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.
Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.
Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.
Роль региональных бюджетов усиливается.
С помощью региональных бюджетов
государство проводит экономическую
политику, выравнивая уровни экономического
и социального развития территорий,
которые в силу исторических, географических,
военных и других условий отстали
в своем экономическом и
В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
Основные направления
использования средств
Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).
Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.
Финансовой базой региональных
органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные
Региональные бюджеты
являются одним из главных каналов
доведения до населения конечных
результатов общественного
Экономическая сущность региональных
бюджетов проявляется в их назначении.
Эти бюджеты выполняют
Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%. В настоящее время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консолидированного бюджета Российской Федерации.
Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственных социально-экономических реформ. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов.
Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов может существенно повыситься, например на имущество.
Перспективным является и земельный налог. Цель его - способствовать повышению уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим рычагом, способствующим повышению эффективности использования земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.
Региональные органы заинтересованы
в закрепленных источниках доходов.
Они позволяют шире проявлять
хозяйственную инициативу, добиваться
увеличения платежей в бюджет, оказывать
экономическое влияние на предприятия.
Постоянно увеличивающиеся
К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов.
Таким образом, в число этих доходов входят:
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы" в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйства, по ставкам, определяемым законами.
Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение в доходах региональных бюджетов.
Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.
Так как темпы роста
расходов региональных бюджетов превышают
темпы их доходов (несмотря на отчисления
от регулирующих налогов), иногда возникает
необходимость в дотациях из вышестоящего
бюджета. Нужно отметить, что дотация
и субвенция как методы наделения
финансовыми ресурсами
Такая практика передачи средств
не способствует развитию их хозяйственной
инициативы, снижает их воздействие
на выявление экономических
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения региональных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов.
В целом это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов.
Местные же источники не
в состоянии покрыть
Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В настоящее время одним
из главных направлений
Региональным органам
подведомственна подавляющая
Развитие урбанизации
проявляется в ускоренных темпах
роста расходов региональных бюджетов
на финансирование народного хозяйства.
Эти расходы имеют тенденцию
к увеличению в связи с ростом
и усложнением местного хозяйства,
расширением жилищно-