Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:05, дипломная работа
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................………………………. ……..…………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет.................................................................……...41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты......................................................................………54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83
* По этим
кодам учитываются также
** С введением
в действие органами
Исключительно из федерального
бюджета финансируются
Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.
Таблица 3
Распределение расходов
Федерального бюджета на 2002 год
По разделам и подразделам функциональной классификации
Расходов бюджетов российской федерации (тыс. руб.)
Код |
Статьи расходов |
Сумма |
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1947386255,4 |
|
в том
числе: |
|
0100 |
Государственное управление и местное
самоуправление |
56745563,3 |
0101 |
Функционирование главы |
2768149,7 |
0102 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти |
2617968,9 |
0103 |
Функционирование исполнительных
органов государственной |
12721176,6 |
0104 |
Деятельность финансовых и налоговых
органов |
34189424,7 |
0105 |
Прочие расходы на общегосударственное
управление |
4448843,4 |
0200 |
Судебная власть |
19111999,8 |
0201 |
Федеральная судебная система |
19111999,8 |
0300 |
Международная деятельность |
42858764,5 |
0301 |
Международное сотрудничество |
30451751,3 |
0303 |
Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств |
9585465,4 |
0304 |
Международные культурные, научные и информационные связи |
1347347,8 |
0305 |
Экономическая и гуманитарная помощь
другим государствам |
56700,0 |
0306 |
Реализация международных обязательств
в сфере военно-технического
сотрудничества |
1417500,0 |
0400 |
Национальная оборона |
284157831,5 |
0401 |
Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации |
263863793,5 |
0402 |
Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии |
13993500,0 |
0403 |
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки |
3269760,0 |
0404 |
Подготовка и участие в |
2728278,0 |
0407 |
Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны |
302500,0 |
0500 |
Правоохранительная |
173863288,3 |
0501 |
Органы внутренних дел |
44565516,6 |
0502 |
Внутренние войска |
13571245,0 |
0503 |
Уголовно - исполнительная система |
32735876,1 |
0504 |
Органы налоговой полиции |
4894300,1 |
0505 |
Органы государственной |
31813455,6 |
0506 |
Органы пограничной службы |
17558006,8 |
0507 |
Таможенные органы |
9650547,4 |
0508 |
Органы прокуратуры |
9209321,6 |
0509 |
Государственная противопожарная служба |
6111559,9 |
0510 |
Органы юстиции |
3394759,2 |
0511 |
Государственная фельдъегерская служба |
358700,0 |
0600 |
Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу |
30317957,1 |
0601 |
Фундаментальные исследования |
15441429,2 |
0602 |
Разработка перспективных |
14876527,9 |
0700 |
Промышленность, энергетика и строительство |
57707669,7 |
0701 |
Топливно-энергетический комплекс |
7600000,0 |
0704 |
Конверсия оборонной промышленности |
250000,0 |
0705 |
Другие отрасли промышленности |
243900,0 |
0707 |
Строительство, архитектура |
41545667,1 |
0708 |
Стандартизация и метрология |
90200,0 |
0709 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
7323888,3 |
0710 |
Содержание органов специальног |
654014,3 |
0800 |
Сельское хозяйство и |
26821500,0 |
0801 |
Сельскохозяйственное |
20444700,0 |
0802 |
Земельные ресурсы |
1937000,0 |
0804 |
Рыболовное хозяйство |
2922186,4 |
0805 |
Прочие мероприятия в области
сельского хозяйства |
1517613,6 |
0900 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
9758799,8 |
0901 |
Водные ресурсы |
675850,2 |
0902 |
Лесные ресурсы |
6076500,0 |
0903 |
Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира |
580705,7 |
0904 |
Гидрометеорология |
1749843,9 |
0905 |
Картография и геодезия |
675900,0 |
1000 |
Транспорт, связь и информатика |
7034319,7 |
1001 |
Автомобильный транспорт |
26460,0 |
1002 |
Железнодорожный транспорт |
300000,0 |
1003 |
Воздушный транспорт |
3706039,6 |
1004 |
Водный транспорт |
2312920,1 |
1006 |
Связь |
686800,0 |
1007 |
Информатика (информационное обеспечение) |
2100,0 |
1100 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
20000,0 |
1101 |
Малый бизнес и предпринимательство |
20000,0 |
1300 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
8693085,0 |
1302 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций |
8670685,0 |
1303 |
Гражданская оборона |
22400,0 |
1400 |
Образование |
80088334,7 |
1401 |
Дошкольное образование |
542373,0 |
1402 |
Общее образование |
1361193,0 |
1403 |
Начальное профессиональное образование |
18690132,7 |
1404 |
Среднее профессиональное образование |
10228152,2 |
1405 |
Переподготовка и повышение квалификации |
1111503,8 |
1406 |
Высшее профессиональное образование |
43477076,1 |
1407 |
Прочие расходы в области образования |
4677903,9 |
1500 |
Культура, искусство и кинематография |
10292505,8 |
1501 |
Культура и искусство |
8776735,3 |
1502 |
Кинематография |
1500942,3 |
1503 |
Прочие мероприятия в области
культуры и искусства |
14828,2 |
1600 |
Средства массовой информации |
10264830,2 |
1601 |
Телевидение и радиовещание |
9500400,0 |
1602 |
Периодическая печать и издательства |
471640,2 |
1603 |
Прочие средства массовой информации |
292790,0 |
1700 |
Здравоохранение и физическая культура |
31908141,6 |
1701 |
Здравоохранение |
26595422,8 |
1702 |
Санитарно - эпидемиологический надзор |
4052312,7 |
1703 |
Физическая культура и спорт |
1260406,1 |
1800 |
Социальная политика |
430350521,5 |
1801 |
Учреждения социального |
3891868,6 |
1802 |
Социальная помощь |
341320812,0 |
1804 |
Пенсии военнослужащим |
40274107,7 |
1805 |
Пенсии и пособия в |
20262260,7 |
1806 |
Прочие мероприятия в области социальной
политики |
20648189,5 |
1808 |
Миграционная политика |
3953283,0 |
1900 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
285009298,7 |
1901 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга |
57918098,7 |
1902 |
Обслуживание государственного внешнего
долга |
227091200,0 |
2000 |
Пополнение государственных |
527305,2 |
2002 |
Государственный материальный резерв |
53760,0 |
2003 |
Прочие государственные запасы и резервы |
473545,2 |
2100 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
265406554,4 |
2101 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
239239855,5 |
2102 |
Фонд регионального развития |
17491700,0 |
2103 |
Мероприятия в области регионального
развития |
8674998,9 |
2200 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
10315350,0 |
2201 |
Утилизация и ликвидация вооружений
по международным договорам |
9772350,0 |
2202 |
Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры |
543000,0 |
2300 |
Мобилизационная подготовка экономики |
500000,0 |
2301 |
Мобилизационная подготовка экономики |
500000,0 |
2400 |
Исследование и использование
космического пространства |
9742000,0 |
2401 |
Государственная поддержка космической
деятельности |
2799320,0 |
2402 |
Научно - исследовательские и опытно
- конструкторские работы в области
космической деятельности |
6942680,0 |
2500 |
Военная реформа |
16544982,8 |
2501 |
Проведение военной реформы |
16544982,8 |
2600 |
Дорожное хозяйство |
68519404,0 |
2601 |
Дорожное хозяйство |
68519404,0 |
3000 |
Прочие расходы |
-3067652,2 |
3001 |
Резервные фонды |
4300000,0 |
3002 |
Проведение выборов и |
2632436,5 |
3003 |
Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) |
-10445796,8 |
3004 |
Прочие расходы, не отнесенные к
другим подразделам |
433408,1 |
3005 |
Туризм |
12300,0 |
3100 |
Целевые бюджетные фонды |
13893900,0 |
3109 |
Фонд Министерства Российской Федерации
по атомной энергии |
13893900,0 |
|
Кроме того: Расходы, перечисляемые
в Пенсионный фонд в счет поступлений
от единого социального налога |
281230000,0 |
* Из них: финансирование
ремонтно-восстановительных
** Из них:
финансирование мероприятий по
подготовке российских
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет составляет
первый уровень бюджетной системы
Российской Федерации. Федеральный
бюджет – это основной финансовый
план государства, утверждаемый Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным орудием
перераспределения национального дохода
и ВВП, через него мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития стран и реализации
социальной политики на всей территории
России. Федеральный бюджет строится с
учетом необходимости осуществления избранной
социально-экономической стратегии. Основные направления бюджетной и налоговой
политики на 2002 год и среднесрочную перспективу
сформированы в соответствии с Бюджетным
посланием Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
"О бюджетной политике на 2002 год"
и с учетом реализации целей экономической
политики, предусматривающих создание
условий для продолжения экономического
роста, увеличения реальных доходов населения,
повышения эффективности государственных
расходов. Бюджетная политика на 2002 год
построена с учетом задач и приоритетов
экономической политики на среднесрочную
перспективу.
Основными задачами бюджетной политики
на 2002 год и среднесрочную перспективу
являются:
- усиление роли налогово-
- повышение
устойчивости бюджетной
- обеспечение профицита
федерального бюджета в
- повышение качества
управления государственными
Особенностью проекта федерального бюджета
на 2002 год является превышение его доходов
над расходами. Профицитная бюджетная
политика позволяет с одной стороны обеспечить
проведение согласованных с денежно-кредитной
политикой мер по снижению инфляции в
запланированных пределах, с другой стороны
- снизить долговое бремя государства.
Формирование расходной части бюджета
осуществлено исходя из консервативной
оценки внешнеэкономической конъюнктуры
цен на товары российского экспорта. При
этом профицит федерального бюджета сформирован
за счет дополнительных доходов, прогнозируемых
в условиях более высоких экспортных цен.
Таким образом, в соответствии с Бюджетным
Посланием Президента Российской Федерации
дополнительные доходы, зачисляемые в
федеральный бюджет и полученные в результате
благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры,
будут направляться на погашение государственного
долга.
Кроме того,
в 2002 году продолжена реализация
мер по консолидации
В соответствии с таким подходом
проект федерального бюджета на 2002 год
сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб.
или 18.8% ВВП, по расходам - в сумме 1868.9 млрд.руб.
или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб
или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов
проекта федерального бюджета определился
в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.
В соответствии с проводимой налоговой
политикой, направленной на снижение налогового
бремени происходит снижение объема бюджета
расширенного правительства, включающего
помимо консолидированного бюджета средства
бюджетов государственных внебюджетных
фондов.
В связи со снижением ресурсной базы консолидированного
бюджета уровень непроцентных расходов
в 2002 году несколько снизится в результате
сокращения расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации. В то же время, указанное
сокращение будет компенсировано из федерального
бюджета за счет средств, выделяемых в
рамках финансовой помощи бюджетам других
уровней.
Основными задачами в
области налоговой политики в 2002
году являются снижение налоговой нагрузки на экономику,
расширение за счет этого налогооблагаемой
базы бюджета, создание стимулов для вывода
доходов из теневого оборота. Кроме того,
предусмотренные в 2002 году меры налоговой
политики направлены на стимулирование
внутренних факторов экономического развития
страны, которые в предстоящие годы будут
иметь определяющее воздействие на рост
экономики.
Достижение поставленных задач предусмотрено
осуществлять за счет:
- совершенствования налогового законодательства,
повышения стабильности и прозрачности
налоговой системы, расширения налогооблагаемой
базы, сокращения нелегального оборота;
- продолжения снижения
налогового бремени, в первую
очередь, на законопослушных
Во исполнение поставленных
задач в 2002 году предусмотрено снижение
налогового бремени на 1.8% ВВП, а также
создание налоговых механизмов стимулирования
инвестиций, активизации источников
внутреннего развития, снижения зависимости
от внешнеэкономической конъюнктуры.
В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие
ключевые изменения налоговой политики:
1. Снижается ставка
налога на прибыль организаций
с 35 до 24% с одновременной отменой
всех налоговых льгот, что
Реализация мер по совершенствованию
уплаты налога на прибыль позволит снизить
налоговое бремя на налогоплательщиков
в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента
к ВВП.
2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.
3. Отменяются льготы
при уплате налога на
4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.
5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).
В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматриваются продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.
В 2002 году продолжится
реализация мер по реструктуризации
налоговой задолженности по платежам
в федеральный бюджет, которые
благоприятно сказались на финансовом положении
плательщиков и доходах бюджета. Выполнение
налогоплательщиками условий реструктуризации
согласно утвержденным графикам погашения
реструктурированной задолженности и
текущих платежей позволит обеспечить
в 2002 году поступления в федеральный бюджет
в сумме 7.9 млрд.рублей.
Во исполнение Бюджетного послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации "О бюджетной
политике на 2002 год" в проекте федерального
бюджета на 2002 год предусматривается рост
доходов, получаемых от использования
федеральной собственности. Для решения
этой задачи предусмотрено создание системы
управления государственными активами,
а также наведения порядка в использовании
объектов недвижимости, находящихся в
хозяйственном ведении государственных
предприятий и учреждений. В этих целях
в доходах федерального бюджета в 2002 году
будут учтены средства, получаемые министерствами,
ведомствами, учреждениями и организациями
в виде арендной платы за пользование
федеральным недвижимым имуществом.
В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию
налоговой политики в 2002 году произошли
изменения структуры доходной базы бюджетной
системы Российской Федерации. В связи
со снижением ставки налога на прибыль
сокращается доходная база бюджетов субъектах
Российской Федерации.
Информация о работе Роль и значение государственного бюджета