Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:55, реферат
Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос.
Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Расходы бюджета на социальную политику
1.1. Социальная политика, ее содержание и направления развития…………3
1.2. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………….10
Глава 2. Анализ расходов бюджета на социальную политику
2.1. Анализ расходов федерального бюджета на социальную политику за 2009-2011гг……………………………………………………………………….14
2.2. Анализ расходов бюджета республики РСО-Алания на социальную политику за 2008-2010гг………………………………………………………15
Глава 3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………...21
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального относятся:
1)дети
(дети-сироты, дети, оставшиеся без
попечения родителей,
2)
семьи (малообеспеченные, неполные,
многодетные, имеющие в своем
составе инвалидов, в том
3)отдельные
граждане (безработные, бездомные,
оказавшиеся в экстремальной
ситуации (пострадавшие от стихийных
или приравненных к ним
4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);
5)
граждане пожилого возраста (женщины
старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)
и инвалиды (в том числе дети-инвалиды),
нуждающиеся в постоянной или
временной посторонней помощи
в связи с частичной или
полной утратой возможности
6)
граждане без определенного
7)
другие категории граждан,
Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».
Таким
образом, в настоящее время при
проведении мероприятий государственной
социальной политики в Российской Федерации
обеспечивается реализация принципов
адресности и нуждаемости, а формы предоставления
социальной помощи и социального обслуживания
взаимосвязаны с экономическими, демографическими,
политическими и другими необходимыми
факторами.
1.2. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения
Любой гражданин, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому пли в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д.
Система социальном обслуживания включает в себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются:
Среди
перечисленных источников финансового
обеспечения социального
Исходя из решаемых социально-экономических задач органы власти должны формировать государственные задания (заказы) на предоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Они вправе и на конкурсной основе размещать такие заказы в организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляется переход от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетных услуг, оказываемых организацией — победителем конкурса. Стоимость каждой услуги регулируется тарифами, утверждаемыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определенным стандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживаемому населению.
Контроль
государства за предоставлением
населению бюджетных услуг
Организация — исполнитель социальных услуг получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на:
• утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;
• количественном объеме предоставляемых услуг;
• численности населения, имеющего право на такие услуги па бесплатной основе за счет бюджета. Как правило, к этой категории относятся граждане, чей доход ниже установленного государством уровня, например величины прожиточного минимума;
• численности населения, которому государство предоставляет социальное обслуживание на частично платной основе. Категории этого населения также могут быть выбраны исходя из их среднедушевого дохода, повышенной социальной уязвимости либо значимости, например многодетные семьи.
Под мерами социальной поддержки понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. Порядок ее оказания рассмотрим на примере предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболее массового вида социальной поддержки. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев.
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий. Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 22%, причём субъекты РФ могут установить более низкие стандарты.
В
соответствии с российским законодательством
допускается делегирование
Таким
образом, формы и методы планирования
и финансирования расходов на реализацию
социальной политики зависят от целого
комплекса факторов, включая виды
расходных обязательств, источники
их финансирования, систему межбюджетных
отношений. Социальная политика должна
быть эффективной, отвечать принципу адресности,
равенства, что предполагает поддержание
установленных стандартов, включает в
себя помощь малообеспеченным, социальную
интеграцию. Важнейшая роль в финансовом
обеспечении мероприятий социальной политики
отведена федеральному и региональным
бюджетам.
Глава 2. Анализ расходов бюджета на социальную политику
2.1. Анализ расходов федерального бюджета на
социальную политику за 2009-2011гг.
Система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами.
К
расходам на социальную политику относится
содержание учреждений социального
обеспечения, социальная помощь, молодежная
политика, пенсии военнослужащи
Анализ расходов федерального бюджета на социальную политику за 2009-2011гг.
Таблица №1, тыс. руб.
Расходы | 2009 год | Процент к итогу | 2010 год | Процент к итогк | 2011 год | Процент к итогу | Темп прироста 2010г к 2009г, % | Темп прироста 2011г к 2010г, % |
Расходов всего | 7 943 006 992,7 | 100 | 8 846 973 525,7 | 100 | 9 352 495 982,1 | 100 | 11,38 | 5,72 |
1.Социальная политика | 310 258 342,7 | 3,9 | 328 751 096,0 | 3,72 | 307 881 195,2 | 3,3 | 5,96 | -6,35 |
1.1.Пенсионное обеспечение | 213 457 816,6 | 68,8 | 240 811 848,6 | 73,25 | 273 126 261,7 | 88,71 | 12,85 | 13,42 |
1.2.Социальное обслуживание населения | 7 059 848,6 | 2,28 | 6 326 211,0 | 1,92 | 7 516 128,8 | 2,45 | -10,39 | 18,81 |
1.3.Социальное обеспечение населения | 85 557 114,1 | 27,58 | 75 030 403,3 | 22,83 | 23 416 009,7 | 7,6 | -12,3 | -68,79 |
1.4.Охрана семьи и детства | 2 058 789,0 | 0,66 | 2 145 705,4 | 0,66 | 2 083 528,0 | 0,68 | 5,26 | -2,89 |
1.5.Прикладные научные исследования в области социальной политики | 164 097,5 | 0,05 | 132 556,6 | 0,04 | 157 662,7 | 0,05 | -19,22 | 18,94 |
1.6.Другие вопросы в области социальной политики | 1 960 676,9 | 0,63 | 4 304 371,1 | 1,3 | 1 581 604,3 | 0,51 | 119,53 | -63,26 |
Как видно из таблицы №1, расходы бюджета на социальную политику в 2009 году составили 3,9% от общей суммы расходов бюджета, в 2010году – 3,72%, в 2011году – 3,3%. При этом в период 2009-2010гг. наблюдается увеличение средств, выделяемых из федерального бюджета на социальную политику на 5,96%, а в период 2010-2011гг. снижение, и в 2011году они составили 307 881 195,2 тыс.руб.
Раздел «Пенсионное обеспечение» занимает наибольший удельный вес в структуре средств бюджета, выделяемых на социальную политику: в 2009году – 68,8%, в 2010 – 73,25%, в 2011 – 88,71%. Это говорит о значимости пенсий. В динамике за 3 года наблюдается увеличение средств на пенсионное обеспечение: с 2009года по 2010год на 12,85%, с 2010года по 2011 на 13,42%. Это связано с увеличением пенсий за последние годы: рост пенсий в 2011 году составит 9% от базы 2010 года, средняя трудовая пенсия по старости увеличится до 8 тысяч 780 рублей в месяц, а социальная пенсия - до 5 тысяч 50 рублей.
По
данным таблицы прослеживается динамика
сокращения выделяемых средств на социальное
обеспечение населения. В частности они
сократились в период с 2009года по 2010год
на 12,3%, а с 2010года по 2011год на 68,79% и на 2011год
составили 23 416 009,7 тыс.руб.
2.2. Анализ расходов бюджета республики РСО-Алания на социальную политику за 2008-2010гг.
По
данным министерства труда и социального
развития, в Республике Северная Осетия-Алания
численность лиц пенсионного возраста
составляет 145 тысяч 400 человек, из них
женщины- 70% и мужчины – 30%. В республике
отмечен рост числа жителей пожилого возврата,
но при этом половину составляют граждане
старше 70 лет. Именно эта категория граждан,
имеющая проблемы со здоровьем, более
других нуждается в постороннем уходе
и квалифицированной помощи.
Анализ расходов бюджета республики РСО-Алания на социальную политику за 2008-2010гг.
Таблица
№2, тыс.руб.
Расходы | 2008 год | Процент к итогу | 2009 год | Процент к итогу | 2010 год | Процент к итогу | Темп прироста 2010г к 2009г, % | Темп прироста 2011г к 2010г, % |
Расходы всего | 17 879 181,7 | 100 | 18 144 803,3 | 100 | 16 972 224,0 | 100 | 1,49 | -6,46 |
1.Социальная политика | 2 001 123,1 | 11,19 | 2 168 168,4 | 11,95 | 2 918 797,5 | 17,2 | 8,35 | 34,62 |
1.1.Пенсионное обеспечение | 40 739,4 | 2,04 | 44 353,5 | 2,05 | 54 793,5 | 1,88 | 8,87 | 23,54 |
1.2.Социальное обслуживание населения | 296 055,6 | 14.79 | 341 241,4 | 15,74 | 349 582,4 | 11,98 | 15,27 | 2,44 |
1.3.Социальное обеспечение населения | 1 446 884,7 | 72.3 | 1 561 544,7 | 72,02 | 2 263 829,8 | 77,56 | 7,92 | 44,97 |
1.4.Охрана семьи и детства | 96 304,8 | 4,82 | 113 590,4 | 5,24 | 130 057,0 | 4,46 | 17,95 | 14,49 |
1.5.Другие вопросы в области социальной политики | 121 138,5 | 6,05 | 107 438,4 | 4,95 | 120 534,8 | 4,12 | -11.3 | 12.19 |