Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации. Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования.

Содержание

Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
2. Государственные социальные внебюджетные фонды
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по бюджету.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и  науки РФ

Вологодский государственный  технический университет

                                                                        Финансы и кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Бюджетная система

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                

                                                                                                                                                 Выполнила студентка:

                                                                                                                                          Группы ЗЭФК - 41

                                                                                                                                     Романова И. В.

                                                                                                                             Проверил:

                                                                                                                                  Авитесян И.А

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание

Введение

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

2. Государственные социальные  внебюджетные фонды

2.1 Пенсионный фонд  Российской Федерации

2.2 Фонд социального  страхования

2.3 Фонды обязательного  медицинского страхования

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации. Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Государственные внебюджетные фонды в России - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения. По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.  В    Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда, которые и будут рассмотрены в  контрольной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право  создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для реализации конституционных прав граждан.

Первоначально внебюджетные фонды в России появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды. Целевые бюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Создание внебюджетных фондов необходимо было государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды  решают 2-е задачи:

1. обеспечение дополнительными  средствами приобретенных сфер  экономики;

2. расширение социальных  услуг населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

- у органов государственной  власти появляются дополнительные  средства для вмешательства в  хозяйственную жизнь и финансовой  поддержки предпринимательства;

- целевое использование  средств фондов обеспечивает  эффективный контроль;

- возможность использования  для покрытия бюджетного дефицита  при определенных условиях - наличие  активного сальдо.

Связи между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы отличаются сложностью и  разнообразием. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь проявляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. При двухсторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в 2-х направлениях. Например, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно, при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соприкасается с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды  обладают рядом особенностей:

- запланированы органами  власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на  то органа.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента  своего возникновения делились на две  большие группы: социальные фонды и экономические фонды. Под экономическими внебюджетными фондами понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств. Подавляющая часть средств экономических внебюджетных фондов консолидируется в составе федерального бюджета .

Источниками финансирования экономических внебюджетных фондов являются:

1) средства бюджетов;

2) целевые поступления  от отдельных видов налогов  и сборов, закрепленных за фондами;

3) доходы от реализации  конфискованного имущества;

4) платежи за загрязнение  окружающей среды;

5) штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий фонд.

Создание экономических  внебюджетных фондов связано с необходимостью обеспечения развития определенного  направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.

Состав экономических  внебюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие фонды:

- Российский фонд технологического  развития и отраслевые внебюджетные  фонды НИОКР;

- Государственный внебюджетный  фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

- Экологический фонд  Российской Федерации;

- Фонд инвестирования  жилищного строительства;

- Дорожный фонд.

Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые  централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических  и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации (ПФР);

- Фонд социального  страхования Российской Федерации (ФСС);

- Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования  Российской Федерации (ФОМС).

 

 

2. Государственные социальные внебюджетные фонды

Специфика социальных внебюджетных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое  использование их средств.

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России (наиболее крупный из всех социальных внебюджетных фондов). На его долю в настоящее время приходится более 80% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Согласно положениям статьи 5 ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ПРФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом решаются две принципиально важные задачи.

1. Средства пенсионной  системы становятся сферой самостоятельного  бюджетного процесса: ПФР имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Поэтому ПФР изначально приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда.

2. Основной источник финансирования пенсионных выплат - страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Конституционный Суд  РФ определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Положениями ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. В структуру Пенсионного фонда РФ входит 89 региональных отделений, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Особого внимания заслуживает ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ», основным нововведением которого, является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на ПФР и его территориальные органы.

В основные задачи ПФР входят :

- целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФР;

- организация работы  по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств  ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФР  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

Таким образом, в системе  пенсионного обеспечения РФ закреплены страховые принципы, гарантирующие  застрахованному лицу, при наступлении  страхового случая, осуществление выплаты  пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Формирование бюджета  Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального  бюджета;

- сумм пеней и иных  финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- иных источников, не  запрещенных законодательством  РФ.

Денежные средства обязательного  пенсионного страхования хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

В составе бюджета  ПФР отдельно учитываются суммы  страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 и «О трудовых пенсиях  в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная.

При этом базовая часть  финансируется за счет сумм единого  социального налога (взноса), зачисляемых  в федеральный бюджет, страховая  часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Накопительная часть - формируется  за счет страховых платежей и отражается в специальной части индивидуального  страхового счета гражданина; представляет собой резерв, направляемый на инвестирование. Доход от него также отражается на индивидуальном лицевом счете и позволяет, в конечном итоге, увеличить размер будущей пенсии. Право на накопительную часть пенсии получили возрастные группы - мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения до 2005 года было предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета, 2% из 14% общего страхового взноса в ПФР. С 2005 года у застрахованных лиц старше 1967 года рождения накопительные поступления отсутствуют [23, с.105].

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации» дал определение понятия пенсионные накопления - это совокупность средств, включающая в себя:

- суммы страховых взносов  на финансирование накопительной  части трудовой пенсии, поступившие  в Пенсионный фонд РФ и еще  не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов Пенсионным фондом Российской РФ и порядок расчета которого в целях настоящего Федерального закона устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- средства, переданные  в доверительное управление управляющим  компаниям Пенсионным фондом  РФ в соответствии с настоящим  Федеральным законом;

- средства, поступившие  в Пенсионный фонд РФ от  управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;

- средства, поступившие  в Пенсионный фонд РФ от  управляющих компаний для передачи  в негосударственные пенсионные  фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц и еще не переданные негосударственным пенсионным фондам;

- средства, поступившие  в Пенсионный фонд РФ от  негосударственных пенсионных фондов  в соответствии с законодательством  РФ и еще не переданные в  доверительное управление управляющим компаниям.

Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ:

- выплату в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- доставку пенсий, выплачиваемых  за счет средств бюджета ПФР;

- финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

- иные цели, предусмотренные законодательством  Российской Федерации об обязательном  пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого  социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме.

Указанные средства расходуются  в следующем порядке:

- на возмещение недостатка средств  бюджета ПФР на выплату страховой  части трудовой пенсии;

- на дополнительное повышение  базовой части трудовой пенсии  исходя из инфляции на очередной  финансовый год.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию  являются:

- страховая и накопительная  части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная  части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии  по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение  умерших пенсионеров, не работавших  на день смерти.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в  среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного  пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв, размер которого, порядок формирования и расходования определяются ФЗ о бюджете ПФР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Фонд социального страхования

Фонд социального страхования  был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление осуществляется Правительством РФ.

ФСС, включая исполнительные органы, является некоммерческой организацией, не занимающейся предпринимательской  деятельностью. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

- региональные отделения,  управляющие средствами государственного  социального страхования на территории  субъектов Российской Федерации;

- центральные отраслевые  отделения, управляющие средствами  государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

- филиалы отделений,  создаваемые региональными и  центральными отраслевыми отделениями  Фонда по согласованию с председателем  Фонда.

Основными задачами ФСС являются:

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке  и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

- разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ и Министерством  финансов РФ предложений о  размерах тарифа страховых взносов  на государственное социальное  страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с  аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального  страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Средства ФСС образуются за счет:

- страховых взносов  работодателей (предприятий, организаций,  учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности);

- страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

- страховых взносов  граждан, осуществляющих трудовую  деятельность на иных условиях  и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования  части временно свободных средств  Фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские  вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

- добровольных взносов  граждан и юридических лиц;  поступления иных финансовых  средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального  бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот (пособий и компенсаций)  лицам, пострадавшим вследствие  чернобыльской катастрофы или  радиационных аварий на других  атомных объектах гражданского  или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих поступлений  (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет  страховых взносов, и не принятых  расходов на выплату пособий  по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) [23, с.254].

Средства ФСС направляются на:

- выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

- частичное содержание  находящихся на балансе страхователей  санаториев-профилакториев, имеющих  лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную оплату  путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории РФ, для детей работающих граждан;

- частичное содержание  детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату  труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений,  необходимых для учебно-тренировочного  процесса);

- оплату проезда к  месту лечения и обратно;

- создание резерва  для обеспечения финансовой устойчивости  ФСС на всех уровнях. Порядок  формирования резерва и предоставления  из него средств (на возвратной  основе или безвозмездно) определяется  инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной ФСС совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;

- финансирование деятельности  подразделений органов исполнительной  власти, обеспечивающих государственную  защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения  надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

- проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

- осуществление иных  мероприятий в соответствии с  задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение внештатных работников ФСС, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

- участие в финансировании  программ международного сотрудничества  по вопросам социального страхования.

Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда  социального страхования РФ.

С 1 января 2001 года взносы в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ. Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом на соответствующий финансовый год. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных отделениях фонда.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Региональные отделения  фонда образуются в субъектах  РФ. Они решают следующие задачи:

1) осуществляют регистрацию  страхователей и выдают удостоверения  о регистрации, организуют банки  данных по всем категориям  страхователей;

2) осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;

3) устанавливают для  страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспечения  государственных гарантий по  социальному страхованию работников;

4) обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;

5) осуществляют аккумуляцию  страховых взносов и других  платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;

6) разрабатывают проекты  бюджетов органов фонда и смет  расходов на содержание; производят  расчеты со страхователями, другими  органами фонда и прочими организациями;  осуществляют контроль за расходованием  средств страхователями; принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке и др.

Контроль за расходованием  страхователями средств государственного социального страхования осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Контроль за расходованием средств отделениями Фонда осуществляется контрольно-ревизионной службой Фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Фонды обязательного  медицинского страхования

Обязательное медицинское  страхование - составная часть системы  социального страхования в РФ. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) - это самостоятельные государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. ФОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Средства фондов находятся  в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на ОМС. Право издания инструкций о порядке взимания и учета страховых взносов предоставлено только Правительству РФ.

Задачи медицинского страхования -- гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить  профилактические мероприятия.

Для реализации государственной  политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Основными задачами Федерального фонда являются:

- финансовое обеспечение  установленных законодательством  РФ прав граждан на медицинскую  помощь за счет средств обязательного  медицинского страхования в целях,  предусмотренных Законом РФ «О  медицинском страховании граждан  в РФ»;

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  в области финансово-кредитной  деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

- аккумулируют финансовые  средства территориальных фондов;

- осуществляют финансирование  обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

- проводят финансово-кредитную  деятельность по обеспечению  системы обязательного медицинского  страхования;

- выравнивают финансовые  ресурсы городов и районов,  направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

- совместно с органами  государственной налоговой службы  РФ осуществляют контроль за  своевременным и полным поступление  в территориальный фонд страховых  взносов, а также за рациональным  использованием поступивших финансовых средств;

- согласовывают совместно  с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими  ассоциациями тарификацию стоимости  медицинской помощи, территориальную  программу обязательного медицинского  страхования населения, вносят  предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Основным нормативным  актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 года №1499-1 (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Основной документ в  системе ОМС - страховой полис  обязательного медицинского страхования  граждан, который является юридическим оформлением прав пациента и обязательством системы обязательного медицинского страхования по оказанию медицинской помощи. Страховой полис обязательного медицинского страхования персонализирует право пациента на получение медицинской помощи надлежащего качества и объема, установленных Базовой программой обязательного медицинского страхования на всей территории РФ независимо от уровня дохода, социального положения и места проживания. На территории РФ действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого образца.

Страхование по обязательному  медицинскому страхованию на территории РФ осуществляется филиалами (с функциями  страховщиков) территориальных фондов ОМС и страховыми медицинскими организациями.

Структура системы обязательного медицинского страхования в России представлена 91 территориальным ФОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполняли функции страховщиков, 276 страховыми медицинскими организациями и 90 их филиалами. В зависимости от административно-территориального устройства, демографических и экономических условий в субъектах Российской Федерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС РФ [13, с.38].

Согласно Закону «О медицинском  страховании граждан в РФ», ОМС  «обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования».

В России действуют Базовая  и Территориальные программы  ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств.

Базовая программа ОМС  разрабатывается Министерством  здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.

В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников: платежи из бюджета; отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают  через банки в фонды обязательного  медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Законом определён круг лиц, участвующих в системе ОМС  и обеспечивающих её работоспособность.

В первую очередь это  страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также государство  в лице местных органов государственной  власти, уплачивающие взносы на ОМС. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через  предприятия (учреждения, организации). Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическими учреждениями и населением.

С 1 января 2001 года взносы в ФОМС уплачиваются в составе  единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса РФ. За неработающих граждан взносы в ФОМС осуществляет государство.

Затем взносы поступают  следующему участнику системы ОМС - в Федеральный или Территориальный  Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи.

Территориальный ФОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне.

Следующий участник системы  ОМС - страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие  лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных.

Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление  определённой деятельности и услуг  по программам ОМС, а также имеющее  аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.

И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода, а  также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых в государственную программу обязательного медицинского страхования.


Список литературы

1. «Финансы» / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 1999 г.

2. «Финансы. Денежное обращение.  Кредит»: Учебник для вузов  // под ред. проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, Юнити, 1999 г. - 479 с.

3. «Финансы. Денежное обращение.  Кредит.» Конспект лекций. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

4. Профанация // Эксперт.-2002.-№3

5. Условные накопления, сомнительные  инвестиции // Эксперт.-2001.-№21

6. О медицинском страховании  // Финансы.-2001.-№12

7. Модели системы обязательного  медицинского страхования // Финансы.-2001.-№3

8. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. // Здравоохрание  РФ.-2000.- №4

9. Без рисков и высокой доходности // Эксперт.-2001.-№38

10. Будет ли альтернатива ПФР  // Экономика и жизнь.-2002.- №9.-С. 9.

11. Евстигнеев Е.Н. «Основы налогообложения и налогового права»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.

 

 

 

 


Информация о работе Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов