Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, реферат
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
1.Содержание и участники бюджетного процесса:
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
В третьем
чтении — по подразделам. Утверждается
ведомственная структура
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством. Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
2)Принципы организации бюджетного процесса
В основе
бюджетного процесса лежат определенные
принципы, соблюдение которых дает
возможность изначально правильно
составить, утвердить и исполнить
бюджет, чтобы средства государства
были использованы экономно и с максимальной
пользой для развития общества. В
настоящее время в бюджетном
законодательстве РФ для всей бюджетной
системы предусмотрены
- единства бюджетной системы (означает
единую законодательную базу стадии на
любом уровне управления, единство форм
бюджетной документации, бюджетной классификации
и т.д.);
- принцип разграничения доходов и расходов
бюджетов;
- принцип самостоятельности (означает,
что каждый орган власти самостоятельно
в рамках законодательства организует
свой бюджетный процесс и осуществляет
его);
- сбалансированности (сбалансированность
означает, что действия органов власти
должны быть направлены на достижение
сбалансированности бюджетов.);
- гласности;
- достоверности;
- адресности и целевого характера бюджетных
средств.
Все эти принципы в той или иной мере присущи
и бюджетному процессу.
Однако некоторые из них имеют в бюджетном
процессе свою интерпретацию и, кроме
того, бюджетному процессу присущи также
свои собственные принципы.
1. Принцип последовательности вступления
в бюджетный процесс органов исполнительной
и представительной власти. Стадии бюджетного
процесса делятся примерно поровну между
органами исполнительной власти (они составляют
проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной
власти (а они рассматривают и утверждают
проект бюджета и после исполнения бюджета,
рассматривают и утверждают отчет об исполнении
бюджета - в этом и выражается последовательность).
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет
должен быть утвержден до начала планируемого
бюджетного года. Кроме того, ежегодность
дает возможность более точно выявить
тенденции рыночного развития, более полно
учесть происходящие изменения в темпах
роста производства, внутреннего валового
продукта ( национального дохода, курса
и т.д.
3. Принцип публичности и гласности - имеет
особое значение, т.к. бюджетный процесс,
процедура абсолютно публичная и гласная,
бюджет обсуждается в представительных
органах открыто, освещается в СМИ, существует
необходимость опубликовать закон "О
бюджете" того или иного уровня, а также
закон "Об исполнении бюджета" того
или иного уровня. Гласным должно быть
и отклонение бюджета. В случае принятия
решения об отклонении проекта бюджета
или о неутверждении отчетов об исполнении
бюджетов в средствах массовой информации
должны быть опубликованы необходимые
сведения о причинах принятия такого решения.
4. Принцип специализации бюджетных показателей
- он основан на бюджетной классификации,
на документе, который группирует все
доходы и расходы бюджета по определенным
основаниям.
В состав бюджетной классификации РФ входят:
- классификация доходов бюджетов РФ;
- функциональная классификация расходов
бюджетов РФ;
- экономическая классификация расходов
бюджетов РФ;
- классификация источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификация источников внешнего финансирования
дефицитов федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ;
- классификация видов государственных
внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов,
муниципального долга
- классификация видов государственных
внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также
государственных внешних активов РФ;
- ведомственная классификация расходов
РФ.
Принцип специализации показателей бюджета
осуществляется на всех стадиях бюджетного
процесса. Бюджетная классификация - специальный
юридический акт, лежащий в основе всей
бюджетной деятельности финансовых органов.
Следует иметь в виду, что бюджетная классификация
имеет значение не только для процессуальных
норм бюджетного права, но и лежит в основе
материальных норм бюджетных права.
3)Составление проектов бюджета
Составлению проектов бюджетов предшествуют
разработка прогнозов социально- В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы получают необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов – это сведения о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве, о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг. Составление бюджета основано на: 1) Бюджетном послании Президента РФ; 2) прогнозе социально-экономического развития территории на финансовый год; 3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год; 4) прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год; 5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста цен). |
4)Исполнение бюджета
Исполнение бюджета является последней
стадией бюджетного процесса и представляет
собой практическую реализацию бюджета
по всем предусмотренным показателям
его доходной и расходной частей.
В соответствии с бюджетным законодательством
исполнение бюджетов относится к
функциям исполнительных органов соответствующего
уровня12.
Порядок исполнения бюджетов устанавливается
Правительством РФ по согласованию с Советом
Министров республик в составе РФ, администрацией
других субъектов РФ и местной администрацией.
Эти же органы и обеспечивают исполнение
соответствующего бюджета.
В процессе исполнения бюджетов Правительство
Российской Федерации, правительства
(администрации) субъектов РФ и местная
администрация при необходимости могут
вносить изменения по доходам и расходам
соответствующего бюджета в пределах
утвержденных ассигнований по статьям
функциональной бюджетной классификации.
В исполнении бюджетов в той или иной мере
принимают участие абсолютно все государственные
и муниципальные органы представительной
и исполнительной властей, включая министерства,
ведомства, отраслевые органы управления,
предприятия, учреждения и иные организации.
Однако в большей мере непосредственное
исполнение бюджетов осуществляется органами
налоговой службы, соответствующими финансовыми
органами и кредитными учреждениями. Так,
органы налоговой службы обеспечивают
исполнение бюджетов по их доходной части.
Налоговые инспекции осуществляют контроль
за правильностью исчисления налоговых
и неналоговых платежей, полнотой и своевременностью
их перечисления в соответствующий бюджет.
Для осуществления контрольных функций
органы налоговой службы наделены соответствующими
правами и обязанностями13.
Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит
финансовым органам, которые осуществляют
практическую работу по составлению и
исполнению бюджетов. Так, Министерство
финансов РФ обеспечивает в установленном
порядке исполнение федерального бюджета;
осуществляет в соответствии с законодательством
РФ корректировку бюджетных показателей;
осуществляет контроль за исполнением
федерального бюджета и целевым использованием
средств федерального бюджета, выделяемых
предприятиям и иным-организациям; составляет
отчет об исполнении федерального бюджета
и консолидированного бюджета РФ и представляет
его Правительству РФ. При осуществлении
своих функций Министерство финансов
РФ имеет право получать от федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ, иных
федеральных органов материалы для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета, бухгалтерские отчеты и балансы,
а также другие документы, необходимые
для осуществления финансирования расходов
из федерального бюджета.
Министерство финансов РФ имеет право
получать от предприятий, учреждений и
других организаций независимо от их организационно-правовых
форм и подчиненности материалы, связанные
с использованием средств федерального
бюджета. При нарушении ими финансовой
дисциплины по использованию средств
федерального бюджета Министерство финансов
РФ может ограничивать, а при необходимости
и приостанавливать финансирование из
федерального бюджета таких организаций14.
Аналогичные функции осуществляют финансовые
органы субъектов РФ и органов местного
самоуправления в отношении подведомственных
бюджетов".
В исполнении федерального бюджета существенная
роль принадлежит федеральному казначейству.
Этот орган был создан по Указу Президента
Российской Федерации от 8 декабря 1992 г.16;
его деятельность урегулирована Положением
о федеральном казначействе Российской
Федерации17. В соответствии с указанными
актами основными задачами органов казначейства
являются организация, осуществление
и контроль за исполнением федерального
бюджета, управление доходами и расходами
этого бюджета на счетах казначейства
в банках, исходя из принципа единства
кассы.
Осуществляя эти задачи, Главное управление
федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации:
— организует бюджетное и финансовое
исполнение федерального бюджета, исходя
из принципа единства кассы;
— доводит до территориальных органов
федерального казначейства размеры ассигнований
из федерального бюджета по обслуживаемым
этими органами территориям РФ;
— ведет сводный реестр распорядителей
средств федерального бюджета;
— организует распределение в установленных
размерах доходов между федеральным бюджетом
и бюджетами субъектов РФ, а также передачу
в местные бюджеты отчислений от поступлений
по государственным налогам и доходам;
— организует и осуществляет краткосрочное
прогнозирование и кассовое планирование
средств федерального бюджета;
— организует и осуществляет сводный
систематический, полный и стандартизированный
учет операций по движению средств федерального
бюджета;
— представляет высшим органам государственной
власти и управления Российской Федерации
отчетность о финансовых операциях Правительства
РФ, результатах исполнения федерального
бюджета и состоянии бюджетной системы
РФ;
— выполняет иные функции.
В своей деятельности по исполнению федерального
бюджета Главное управление федерального
казначейства взаимодействует с Центральным
банком РФ, Государственной налоговой
службой РФ, иными центральными органами
государственной власти и управления
Российской Федерации.
В рамках своих полномочий функции по
исполнению федерального бюджета осуществляют
и территориальные органы федерального
казначейства".
Составной частью исполнения бюджетов
является кассовое исполнение бюджетов,
осуществление которого в соответствии
с Законом “Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в Российской Федерации”
возложено на банковскую систему".
В основе кассового исполнения бюджета
лежат принцип единства кассы и конституционные
положения о разграничении бюджетных
полномочий между Федерацией, субъектами
РФ и органами местного самоуправления
по формированию и исполнению соответствующих
бюджетов.
Кассовое исполнение бюджета в соответствии
с принципом единства кассы означает,
что все доходы каждого бюджета концентрируются
в одном кассовом учреждении, исполняющем
данный бюджет. Из этого же кассового учреждения
в установленном порядке осуществляется
и выдача денежных средств всем организациям,
финансирующимся из данного бюджета.
Бюджетное законодательство закрепляет,
что Центральный банк РФ, его учреждения
на местах, а при их отсутствии по согласованию
с соответствующим органом представительной
власти — любые другие банки ведут счета
и являются кассирами соответствующих
органов исполнительной власти. Однако
помимо банков в кассовом исполнении бюджетов
принимают участие и другие кредитные
учреждения, входящие в банковскую систему20,
а также органы федерального казначейства.
Законом РФ “О Центральном банке РФ”
в редакции Закона от 26 апреля 1995 года
определены взаимоотношения Банка России
с органами государственной власти и органами
местного самоуправления, в том числе
по вопросам, связанным с исполнением
бюджетов. Так, Законом предусмотрено,
что Банк России не вправе предоставлять
Правительству РФ кредиты на покрытие
бюджетного дефицита, а также покупать
государственные ценные бумаги при их
первичном размещении, если это не предусмотрено
Законом о федеральном бюджете.
Что касается этих же отношений с субъектами
РФ и органами местного самоуправления,
то Закон содержит прямой запрет на предоставление
кредитов указанным субъектам для покрытия
бюджетного дефицита по их бюджетам.
В Банке России хранятся средства федерального
бюджета и государственных внебюджетных
фондов, если иное не установлено федеральным
законодательством.
Все операции с федеральным бюджетом и
государственными внебюджетными фондами,
с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами
Банк России осуществляет без взимания
комиссионного вознаграждения.
Главным документом, на основании которого
осуществляется исполнение бюджетов,
является бюджетная роспись, то есть распределение
доходов и расходов бюджетов в соответствии
с бюджетными классификациями. Бюджетная
роспись составляется финансовыми органами
и утверждается органом представительной
власти вместе с бюджетом соответствующего
уровня.
Исполнение бюджетов осуществляется по
их доходной и расходной частям. Доходная
часть бюджетов исполняется за счет налоговых
и неналоговых поступлений от юридических
и физических лиц. Причем юридические
лица самостоятельно исчисляют суммы
причитающихся платежей и перечисляют
их в безналичном порядке со своего счета
на счет соответствующего бюджета.
Исполнение доходной части бюджетов за
счет поступлений от физических лиц осуществляется
как через исчисление и удержание из заработной
платы сумм по отдельным платежам предприятиями
и учреждениями по месту работы физического
лица, так и посредством уплаты платежей
непосредственно самими физическими лицами
в установленном законом порядке (например,
на основании платежного извещения налоговой
инспекции).
Зачисление сумм, поступающих на счет
конкретного бюджета, кредитные учреждения
осуществляют на основании действующего
законодательства и указаний финансовых
органов.
Исполнение расходной части бюджетов
связано с использованием бюджетных средств.
Средства, выделяемые из бюджета в процессе
его исполнения для финансирования тех
или иных расходов, называются бюджетными
кредитами.
Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются)
министерствам, ведомствам, отделам и
управлениям, предприятиям, учреждениям
и иным организациям. Размер предоставляемых
бюджетных кредитов соответствует объему
ассигнований, предусмотренных в соответствующем
бюджете для финансирования расходов
учреждений и иных организаций.
Бюджетные кредиты поступают в распоряжение
соответствующих руководителей учреждений
и иных организаций, называемых распорядителями
бюджетных кредитов.
Распорядители бюджетных кредитов — это
должностные лица, которым законодательством
предоставлено право распоряжаться денежными
средствами, выделенными из бюджета. К
ним относятся первые руководители (и
некоторые их заместители) бюджетных учреждений,
государственных и муниципальных предприятий,
руководители других организаций21.
Распорядители бюджетных кредитов подразделяются
на главных и нижестоящих распорядителей
кредитов.
К главным распорядителям бюджетных кредитов
относятся:
по федеральному бюджету — министры и
руководители ведомств Российской Федерации;
по бюджетом субъектов РФ — министры и
руководители ведомств республик в составе
РФ, руководители отраслевых отделов и
управлений других субъектов РФ; по местным
бюджетом — руководители отраслевых отделов
и управлений при местной администрации,
а по сельским и поселковым бюджетам —
главы администраций соответствующей
территории.
Главные распорядители бюджетных кредитов
имеют право:
использовать открытые в их распоряжение
бюджетные кредиты на содержание аппарата
управления соответствующего министерства,
ведомства, управления и т.п., на проведение
централизованных мероприятий; распределять
открытые кредиты между подведомственными
учреждениями; переводить кредиты со своих
счетов на счета нижестоящих распорядителей
бюджетных кредитов; другие права в рамках
своих полномочий.
Нижестоящие распорядители подразделяются
на две группы. В первую группу входят
руководители учреждений и организаций,
получающие бюджетные кредиты от главных
распорядителей кредитов на расходы возглавляемого
ими учреждения (организации) и для распределения
таких кредитов между подведомственными
учреждениями и иными организациями. К
ним относятся руководители отделов и
управлений министерств и ведомств РФ
и республик в составе РФ, руководители
иных промежуточных звеньев и организаций,
например трестов.
Вторую группу нижестоящих распорядителей
бюджетных кредитов составляют руководители
конкретных учреждений, иных организаций,
имеющих самостоятельные сметы ^получающих
бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей
кредитов (распорядителей кредитов первой
группы, нижестоящих распорядителей кредитов)
для их использования на нужды данного
учреждения (организации). К ним относятся,
например, ректор вуза, главный врач больницы
и т.п.
Распорядители бюджетных кредитов всех
уровней должны использовать выделенные
им бюджетные средства строго по целевому
назначению и в пределах утвержденных
смет. За допущенные нарушения в использовании
бюджетных средств распорядители бюджетных
кредитов несут ответственность, предусмотренную
российским законодательством.
Функционирование бюджетов как самостоятельных
звеньев бюджетной системы предполагает
их взаимную ответственность в процессе
исполнения. Так, согласно бюджетному
законодательству РФ, если в ходе исполнения
бюджета вышестоящим органом власти в
пределах компетенции принимается решение,
приводящее к уменьшению доходов или увеличению
расходов бюджетов нижестоящего территориального
уровня, то недостающие в связи с этим
для сбалансирования минимального бюджета
средства компенсируются этим вышестоящим
органом власти за счет средств соответствующего
бюджета.
В случае же принятия органом власти решения
с нарушением своей компетенции, которым
причиняется материальный ущерб бюджету
вышестоящего или нижестоящего территориального
уровня, то этот ущерб должен быть возмещен
органом власти, принявшим такое решение,
за-счет подведомственного бюджета. Исполнение
бюджетов заканчивается заключением бюджетов
и составлением отчетов об их исполнении.
Заключение бюджета выражается в закрытии
счетов, по которым осуществляется исполнение
доходной и расходной частей данного бюджета.
Заключение бюджета происходит 31 декабря,
после которого никакие выплаты из заключенного
бюджета не производятся, равно как и не
производятся зачисления бюджетных доходов
на его счета. Исключением являются операции
по обязательствам, принятым в рамках
исполнения бюджета, на завершение которых
законодательством предусмотрен дополнительный
льготный период, равный одному месяцу.
Информация о работе Содержание и участники бюджетного процесса